Мэрия Екатеринбурга судится с владельцем земли над недостроенной станцией метро «Бажовская». Чиновники добиваются, чтобы суд признал подземную автопарковку, магазин и сервисный центр самовольными постройками и распорядился снести их за счет собственника. Параллельно горадминистрация вносит поправки в Правила землепользования и застройки, чтобы изменить функциональное назначение участка и предотвратить там любую застройку.
Изначально «Бажовская» проектировалась как одна из станций первой ветки екатеринбургской подземки. В 2003 году Аркадий Чернецкий, на тот момент мэр Екатеринбурга, законсервировал «Бажовскую», сосредоточившись на вводе «Чкаловской» и «Ботанической». К этому времени метростроевцы прорыли подземный тоннель, частично обустроили перроны и не успели сделать выходы на поверхность.
Но сегодня, чтобы ввести в эксплуатацию узловую станцию, которая стыковала бы существующую ветку с несуществующей, потребуется минимум миллиард рублей. Не факт, что в обозримом будущем третья ветка будет построена, а деньги на станцию собираются потратить уже сейчас.
В 2012 году первую очередь Екатеринбургского метро завершили, а через два года сити-менеджер Александр Якоб подписал постановление: для площадки в 6,96 тыс. м2 на углу улиц Большакова и 8 Марта был утвержден новый вид разрешенного использования — автостоянка на 280 мест. В марте 2015 года ООО «Промавтосервис» заключило с городскими властями договор бессрочной аренды участка — по сути, пустыря, обнесенного забором.
В 2017 году областной минстрой выдал ООО «Промавтосервис» разрешение на строительство «здания подземной автостоянки с наземными помещениями выставки автоаксессуаров». После получения документов на ввод сооружения компания захотела выкупить участок в собственность. Новая команда мэрии отказала им в этом, и тогда предприниматели пошли в арбитраж. В декабре 2018 года суд признал отказ незаконным и обязал мэрию заключить с ООО «Промавтосервис» договор купли-продажи.
Для новой стройки на этом месте компания обратилась в мэрию за свежим Градостроительным планом земельного участка (ГПЗУ) и, не дождавшись ответа, вновь решила добиться своего через суд. К этому времени там была установлена территориальная зона Ц-2, которая разрешает строить дома до 100 метров, а старый ГПЗУ позволял возводить здания до 16 этажей.
Администрация подала ответный иск, где потребовала снести постройку и вернуть землю обратно в муниципальную собственность. На момент публикации пресс-служба мэрии не ответила на запрос 66.RU. Однако ранее мэр Екатеринбурга Александр Высокинский пояснял, каковы правовые мотивы идти в суд.
— По какой-то причине земля была отдана под парковку. Потом по каким-то причинам на ней был построен объект капитального строительства и было выдано разрешение на его ввод в эксплуатацию — хотя земля выдавалась без права строительства. И затем по суду землю под зданием выкупили за 11 млн рублей.
Их оппоненты указывают, что чиновники при выдаче ГПЗУ не указали на какие-либо ограничения: будь то наличие горного отвода для эксплуатации метрополитена, резерв для строительства станции или запрет на капитальное строительство. Кроме того, в «Промавтосервисе» подчеркивают, что законность строительства и правки в договор аренды в части изменения вида разрешенного использования земли подтверждают вступившее в силу решение арбитражного суда.
Кроме того, мэрия начала подготовку новых Правил землепользования и застройки. В них предусмотрена смена территориальной зоны участка с Ц-2 (Общественно-деловая застройка местного значения) на ТОП-2 (Улично-дорожная сеть). Сейчас документ проходит процедуру общественных обсуждений, а осенью его вынесут на комиссию по подготовке ПЗЗ и утвердят в городской думе. Как правило, все изменения депутаты принимают разом, но если суды признают правоту «Промавтосервиса», то они будут вынуждены исключить этот пункт. Иначе — любое строительство там запретят.
Главархитектура озвучила позицию в письме (есть в распоряжении редакции 66.RU) к исполнительному директору ООО «Промавтосервис» Ренату Гараеву: «Решение [об изменении террзоны] принято с учетом Генплана Екатеринбурга до 2025 года, в соответствии с которым на указанной территории предполагается осуществить перспективное развитие метрополитена, размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе вестибюлей метро, посадочных станций, вентиляционных шахт».
Отметим, что сегодня в генплане эта территория определяется как «обществественная и жилая застройка производственной территории с повышенными художественными требованиями». Никаких указаний на то, что на площадке должны располагаться объекты инженерной или транспортной инфраструктуры в главном документе развития Екатеринбурга нет.
В администрации, между тем, начали работу над изменением транспортной схемы, которая является частью актуализированной версии Генплана-2025. По данным 66.RU, пересадочной станцией первой и третьей линии метро станет именно «Бажовская». Сейчас в градостроительных документах пересадочной остановкой называется «Геологическая», что оправдано с точки зрения пассажиропотока: вокруг нее расположены БЦ Summit, БЦ «Арена», цирк, «Гринвич», дендропарк, УрГЭУ и будущая ледовая арена. Чиновникам предстоит обосновать, что рядом с «Бажовской» точек притяжения будет не меньше.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Непонятно, почему в мэрии задумались о трассировке третьей ветки, в то время как не готов проект даже второй. Во-первых, чтобы подготовить все станции по направлению Запад — Восток, нужно выходить на владельцев земли уже сейчас. С учетом того, какая застройка запланирована на ВИЗе, это нужно было делать еще вчера. Проектная документация по подземным сооружениям действует три года, и если за это время не начнется прокладка метро, то все согласительные процедуры нужно проходить заново.
Во-вторых, необходимость третьей линии, которая связывает Юго-Запад с Новоберезовским, появится только при полном освоении как минимум Академического. Пока что численность Академического составляет 100 тыс. человек при 300 тыс. человек потенциально.
Следующее заседание по иску горадминистрации о сносе сервисного центра пройдет 21 августа.