Парк Маяковского реконструируют по проекту голландского архитектурного бюро SVESMI. Концепция еще не одобрена городской администрацией, но считается основной. Три недели назад Александр Высокинский поручил архитекторам доработать план преобразования и попутно учесть предложения от ЦК «Урал» и горожан, которые пришли на общественные обсуждения.
SVESMI — российско-голландская компания, созданная архитектором Александром Свердловым и дизайнером Анастасией Смирновой, с головным офисом в Роттердаме. Для бюро реконструкция ЦПКиО — не первый проект в Екатеринбурге. Именно они делают реконцепцию муниципальной библиотеки № 17 на Ленина — Гагарина.
В субботу, 16 марта, основатели презентуют проект реорганизации ЦПКиО для широкого круга горожан и поучаствуют в круглых столах. Накануне этого мероприятия корреспондент 66.RU поговорил с соавтором проекта реорганизации Анастасией Смирновой об эстетике конструктивизма в современном парке, новом формате отдыха на свежем воздухе и застройке вокруг.
— Исторически у Екатеринбурга сложились трепетные отношения с советским авангардом и конструктивизмом. Вы предложили разместить перед центральным входом макет башни Татлина. В другой концепции фирменный стиль парка связывают с Владимиром Маяковским (что логично). Надо ли сегодня усиливать ассоциации с тем периодом времени?
— Конечно, тема эта должна звучать, и нам интересно подумать вместе с молодыми дизайнерами над проектами малых архитектурных форм для обновленного парка именно в духе конструктивизма. Мы с удовольствием провели бы конкурс среди современных художников, архитекторов, сценографов на, скажем, конструктивистскую парковую скульптуру, беседки или новую трактовку башни Татлина.
Однако нам кажется, что сводить все только к конструктивистской эстетике не стоит. История ЦПКиО богаче и разнообразнее, а сам парк был спроектирован в 1930-е уже совершенно в духе тоталитарного ампира: к конструктивизму как таковому он стилистически отношения не имеет.
С точки зрения ландшафтного дизайна — этот проект отсылает к французским регулярным паркам XVII столетия. Именно Версалем, с его регулярным квадратами цветников и боскетов, вдохновлялись советские проектировщики. Посмотрите на оставшиеся в парке оригинальные постройки — входная группа главных ворот, здание бывшего кинотеатра — это как раз вполне традиционная парковая архитектура.
|
В конце 1936 года в социалистический Свердловск приехал Владимир Татлин. Местом его работы стала улица Вайнера и здание «Торгового Дома Второва», перестроенное в новомодном стиле конструктивизм под драмтеатр. |
Одним словом, конструктивизм для нас — это только одна из многих тем, которые интересно развивать.
— Как принято считать, все, что внедряется в Москве, через годы доходит до регионов. В этом смысле для ЦПКиО самый очевидный пример для подражания — Парк Горького. Там убрали все аттракционы и объяснили это тем, что такой формат развлечений более уместен за МКАД. Частично эта идея присутствует и у вас. Почему вы решили переместить аттракционы вглубь, а не вынести их с территории вовсе?
— Мы считаем необходимым сделать для аттракционов отдельную зону со своим удобным входом. Любители такого типа шумных развлечений смогут отправиться прямиком туда, прогуляться до этой зоны через парк или доехать на поезде детской железной дороги. Сейчас аттракционы расставлены хаотично по всей центральной части ЦПКиО и создают ощущение беспорядочной замусоренности, за которой и природы-то не видно. Будет разумно расчистить оригинальную планировку и сосредоточиться на высадке луговых газонов, уходе за деревьями и разведении цветников.
|
Новые зоны в парке Маяковского выделяются методами дизайна и с помощью растений, навигации и подчеркиванием границ между ними, которые в отдельных случаях маркируют и смену внятно сформулированных правил поведения. |
В ЦПКиО есть классические аттракционы — вроде колеса обозрения и каруселей, которые испокон веков стояли в городских парках, и это часть парковой культуры. Их хочется оставить. При этом есть ряд аттракционов девяностых годов, которые выглядят аляповато и к тому же требуют проверки на безопасность. Их, возможно, стоит заменить на что-то более современное.
Отказываться совсем от них не стоит, дети обожают все эту праздничную суету. Тем не менее есть масса людей, которые приходят в парк по каким-то другим причинам — например, любоваться природой, — и они не обязаны лавировать между аттракционами с громкой музыкой.
Помещение аттракционов в отдельную зону также позволит снять ограждение вокруг парка и сделать доступ туда свободным в любое время. Сейчас парк закрывается на ночь, потому что аттракционы нужно охранять в первую очередь из соображений безопасности.
— Во всем мире успешные парки функционируют на деньги частных инвесторов или по принципу частно-государственного партнерства. Как должно быть в Екатеринбурге?
— Мы — дизайнеры и не занимаемся разработкой экономической модели. Хотя наш опыт работы с парками показывает, что зарабатывать на них сложно — это такое общественное пространство, которое деньги скорее расходует, чем приносит в казну. Мы же все мечтаем о парках, которые остаются зелеными оазисами в городах, пусть даже в них есть всякие развлечения. Никому сегодня не нужен парк — аналог торгового центра, в котором все направлено на выжимание денег из посетителей.
Сегодня содержание большого природного оазиса в городской черте — это еще и сложная экологическая задача, требующая вдумчивого подхода, экспертизы и денег. У муниципалитета Екатеринбурга сегодня нет средств на такую реорганизацию парка и на последующее поддержание его в цветущем виде. Если не привлечь частные инвестиции, то все, к сожалению, так и останется: парк, который все любят за неимением лучшего.
Сегодня — и во всем мире это очевидно — качественный парк увеличивает стоимость недвижимости вокруг него и становится катализатором городского развития. Например, недавно на частно-государственные деньги была проведена реконструкция Брайант-парка в Нью-Йорке: цены на аренду офисов вокруг этого сравнительно небольшого парка взлетели в несколько раз.
|
Вокруг ЦПКиО сейчас строятся три жилых комплекса, которые так или иначе эксплуатируют тему близости к парковой зоне. |
Что это означает для Екатеринбурга? Хорошо проведенная реконструкция ЦПКиО обязательно повысит цены за квадратный метр жилья в близлежащих районах. Мне кажется, что для местных жителей — это очень выгодная ситуация.
Выиграют ли от этого застройщики, которые уже строят или построили жилье вблизи ЦПКиО? Скорее всего. Имеет ли смысл им вкладывать в реконструкцию парка? Да, честно говоря, удивительно, почему они до сих пор этого не делали. Чистый и хорошо организованный парк существенно улучшает качество городской среды, делает ее приятной и пригодной для жизни. Конечно, квартиры в их домах будут охотней покупать. Возможный масштаб и формат таких инвестиций — это другой вопрос. Какую именно долю бюджета реорганизации парка им выгодно взять на себя и на каких условиях? И какие обязательства на себя в таком случае готова взять мэрия?
— Какой бизнес должен появиться в ЦПКиО после реорганизации? Что нужно улучшить?
— Нам кажется, что необходимо радикально улучшить в парке общепит, сделать ряд открытых и закрытых кафе с действительно хорошей и разнообразной едой — и доступной, и более дорогой. Ведь Екатеринбург — город вкусных кафе и ресторанов, если эту историю начать толково развивать в парке, то она может принести некоторый доход.
Кроме того, культурная программа — при условии возникновения новых уникальных площадок, которые мы предложили, — может включать и какие-то специальные платные мероприятия: спектакли, выставки, концерты.
Также образовательные программы для детей и взрослых — бесплатные курсы могут сочетаться с платными занятиями. Малый бизнес всех сортов тоже вполне уместен в регулярной части парка, а вот каким ему быть — мы начнем обсуждать на общественных слушаниях.
— Кто главный пользователь парка в вашей концепции? Предвижу, что вы скажете: «каждый горожанин». Очевидно, что парк должен хоть сколько-нибудь самостоятельно зарабатывать. Чтобы зарабатывать, туда нужно привлечь платежеспособное население. При размещении платных услуг и сервисов это будет определяющим?
— В парк нужно привлечь людей, которым сегодня там просто скучно. Ведь нет ни хороших спортивных площадок, ни приятных кафе, ни комфортабельных прогулочных маршрутов и велодорожек, ни толковой образовательной и культурной программ. Наш проект предполагает и сохранение существующей аудитории, и привлечение новой: молодых, энергичных горожан, которые захотят принять активное участие в развитии парка и будут считать его своим.
— Теперь о частностях. К чемпионату мира по футболу построили фан-зону, прошлая администрация парка понавтыкала памятники, которые больше походят на гробики. Это можно исправить?
— Регулярный «партерный» парк — это гениальное изобретение французских ландшафтных дизайнеров XVII столетия. В том-то и дело, что в него можно интегрировать все что угодно. Фан-зона, конечно, останется в своем нынешнем размере для проведения масштабных общественных мероприятий. На нее было уже потрачено в свое время много сил и денег. Но есть способы визуально включить фан-зону в логику партера — например, разбить это беспредельное поле асфальта на цветные квадраты того же размера 45 на 45 метров. Так эта территория не будет выглядеть уныло в отсутствие людей. Квадраты, словно кварталы города, можно использовать для разных мероприятий: от выставки старинных автомобилей до автоплощадки для самых маленьких. Кстати, в 1960-е годы в парке была игровая автошкола.
|
Фан-зона во время ЧМ-2018 стала самой посещаемой площадкой города. Там же летом прошел крупный музыкальный фестиваль. |
Аллея ратной славы выглядит, конечно, угрожающе — каменные монументы напоминают кладбищенские. Да и вообще не очень понятно, почему именно эти памятники появились именно в этом парке. Демонтировать их дорого и муторно, будем вместе с общественным советом парка искать наиболее уместное решение. Посчитаем, может быть, дешевле будет посадить вокруг них пышные кусты и таким образом смягчить впечатление. А в идеале да, хотелось бы их убрать.
— Есть идеи по поводу наполнения партеров? Как они должны соотноситься друг с другом? Существуют ли тут ограничения?
— Наш регулярный парк тоже разбит на зоны — чем ближе ко входу, тем больше квадратов с цветниками, выставками искусства, кафе и детскими площадками. Это все шумные места, в которых хочется видеть много народу. В дальней части партера будут расположены спортивные площадки разных видов — воллейбольные, футбольные, баскетбольные, фитнес на открытом воздухе, паркур-парк, скейт-парк, а также — теннисные корты: по сути, в парке возникнет целая спортивная зона.
При этом важно, что некоторые квадраты партера останутся просто зелеными, — это как бы паузы в программе регулярного парка. Здесь можно будет полежать на траве или побегать с детьми, поиграть в любительский бадминтон или фрисби.
|
Множество участков партерного парка, говорят архитекторы, может стать площадкой для антрепренерских проектов, местами, привлекательными для инвесторов и владельцев предприятий малого и среднего бизнеса. |
Важный маршрут, который мы предлагаем проложить через партерный парк, — это особая детская тропа, ведущая от одной детской площадки к другой мимо небольшого пруда с ирисами и птицами к новой зоне аттракционов. Надеемся, что гулять по ней будет интересно детям и нескучно родителям.
— Главное тусовочное место парка — площадь Культуры. Там нужен специальный оператор, который бы определял программу развлечений?
— Площадь Культуры должна стать важной летней площадкой для города. В теплые месяцы с мая и сентябрь здесь можно хоть каждый вечер показывать кино, играть спектакли, устраивать концерты. Возможно проведение детских утренников или дневных мероприятий в будние дни для тех, кто уже на пенсии.
Основным дизайн-элементом на площади будет огромный погрузочный кран — для нас такой символ индустриального Екатеринбурга, который будет, как ему и полагается, передвигаться на рельсах, по-разному форматируя площадку. В кран вмонтируем сцену, осветительные приборы и экран.
Нам кажется, что у этой площадки должен быть собственный куратор — желательно молодой и со свежими идеями, тогда у этого места есть все шансы стать популярным. Площадь Культуры будет располагаться прямо у центрального входа в парк: сюда будет удобно приходить даже людям, которые по парку гулять не собираются, а хотят просто посмотреть кино или концерт.
|
Площадь Культуры образована павильоном бывшего кинотеатра, трибуной для зрителей с кафе наверху и оранжереей. Площадь визуально замыкается передвижной инсталляцией-краном: это и техническая стойка для сцены, и дизайнерский элемент, который объединяет элементы за счет индустриальной, конструктивистской стилистики. |
— Будут ли в парке реализованы образовательные программы? Оранжерея, которая должна обрамлять как раз площадь Культуры, наверняка позволит изучать ботанику. А что насчет технарей?
— Вы правы, что сегодня парки — это целые образовательные институции. XXI век добавил к парковым отдыху и развлечениям еще один важный элемент — парковое образование. Мы, конечно, мечтаем в первую очередь о программах для разных категорий граждан, посвященных экологии и природоведению. К сожалению, нам всем не хватает знаний о климатических изменениях, о состоянии природы в городах и особенностях экологической ситуации. Один из новых павильонов в парке хотелось бы посвятить этой теме — отсюда будут начинаться специальные экскурсии по разным зонам парка и по заболоченной пойме реки.
Кроме того, отдельная тема — это садоводство и парковый дизайн. Нам очень нравится деятельность питомника «Прохладный», где растения с успехом адаптируют к местному непростому климату. Мы также говорили и с садоводами-любителями, которые умудряются разбивать чудные сады у себя на дачах в Свердловской области. Весь этот опыт может быть представлен в партерном парке: мы уже планируем устраивать семинары по разведению выносливых сортов гортензий — это растение, которое неплохо зимует в регионе и выглядит выразительно даже под шапкой снега.
Очень хочется также проводить в парке лекции и воркшопы, например, в партнерстве с университетами, музеями и библиотеками Екатеринбурга; и по гуманитарным, и по техническим специальностям. Во всяком случае, с мая по сентябрь целые образовательные циклы вполне можно устраивать на открытом воздухе — на той же площади Культуры или в квадратах партера.
|
По мнению авторов концепции, развитию ЦПКиО мешают три вещи: 1) юридический статус земли сегодня не позволяет возводить на территории парка капитальные строения; 2) текущая редакция антиалкогольного закона не позволяет открыть новые точки общепита, для которых продажа спиртного является одной из базовых составляющих бизнес-модели; 3) нужно проработать юридическую схему защиты частных инвестиций, поскольку они зависят от выполнения городом своей части плана. |
— Что вы почерпнули из концепции ЦК «Урал»? Что-то добавите в доработанный вариант?
— Концепция ЦК «Урал» пока очень общая и касается скорее культурного менеджмента, чем дизайна или пространственной организации. Поскольку они не предложили дизайн-концепцию, то между нашими предложениями вообще нет никакого конфликта или соревнования. Илья Марков говорил о многих вещах, которые нам тоже кажутся важными, — о визуальном мусоре, об отсутствии необходимой инфраструктуры, о всесезонности будущего парка. Тема конструктивизма, которую он пропагандирует, тоже очень уместна, хотя, как сказано выше, на наш взгляд, несколько излишне подчеркивается.