Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

От отрицания до принятия. История недостроенной телебашни в 11 цитатах Евгения Куйвашева

4 августа 2017, 16:23
От отрицания до принятия. История недостроенной телебашни в 11 цитатах Евгения Куйвашева
Фото: Департамент информационной политики губернатора
Между заявлениями «я не буду человеком, который уничтожит символ Екатеринбурга» до «сносите и вычеркивайте из Книги рекордов Гиннесса» прошло пять лет. Хроника судьбоносных высказываний — в материале 66.RU.

Сохранить недостроенную телебашню и найти инвесторов пытались и до Евгения Куйвашева. Нынешний глава региона тоже предпринял попытку превратить недострой в нечто полезное, однако сразу было понятно, что шансов маловато — ремонтировать и перестраивать один из символов Екатеринбурга слишком дорогая затея.

На этой неделе Министерство строительства Свердловской области официально запустило процесс освоения участка в районе телебашни. Министр Михаил Волков подписал приказ, по которому структура УГМК-холдинга начнет готовить проект планировки территории. Депутаты Заксобрания одобрили передачу земельного участка и недостроенной телебашни в счет взноса в уставной капитал АО «Ледовая арена», которое и займется строительством хоккейного комплекса для «Автомобилиста». Доля Свердловской области в СП, которое до сих пор юридически не создано, составит примерно 40%, контрольный пакет останется у УГМК. В МУГИСО уже рассчитали, что стоимость демонтажа башни превысит 200 млн руб., а врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев подтвердил, что принципиальное решение принято.

На самом деле на принятие «принципиального решения» у главы региона ушло ровно пять лет. Судя по цитатам, высказанным в разное время, Евгений Куйвашев прошел пять стадий от отрицания до принятия. Следите сами.

Март 2012 г. Евгений Куйвашев убеждает тогда еще президента России Дмитрия Медведева о необходимости передать телебашню на баланс области:

— Телебашня уже 20 лет находится в законсервированном состоянии, негативно влияет на восприятие Екатеринбурга. Ее заброшенный вид никак не способствует украшению областной столицы, что становится существенной проблемой ввиду борьбы Екатеринбурга за право проведения в 2020 году Всемирной универсальной выставки «Экспо». Но поскольку телебашня по-прежнему остается в федеральной собственности, ситуация остается неизменной.

В том же марте 2012 г. Евгений Куйвашев в интервью 66.RU заявляет, что ему не хотелось бы запомниться человеком, который снесет символ города.

— Я считаю, что для начала ее надо обследовать. А уже после принимать решение. Конечно, мне не хочется остаться в памяти горожан человеком, который сломал телебашню. Но если окажется, что она угрожает жизни и здоровью граждан, нам придется ее снести. Если с ней можно что-то сделать, мы обязательно посоветуемся со всеми, выберем самую лучшую идею и будем ее реализовывать.

Дальше Евгений Куйвашев предлагает превратить телебашню в нечто иное. Например, загс. Пока это только идеи на уровне разговоров (ноябрь 2012 г.):

— На сегодня для телекоммуникационных нужд в таком виде башня уже не нужна. Тем более что затраты на ее содержание достаточно высокие для любой компании. Это будет совсем другой объект. Сейчас нужно найти применение нашей башне… Я думаю, что мы, во-первых, посоветуемся с горожанами, посмотрим, какие предложения родятся… Вплоть до того, что там может быть просто смотровая площадка. Какое-то культурно-развлекательное место. Есть предложение разместить там загс… Это будет, наверное, самый высокий загс в мире. Вокруг башни я бы сделал просто рекреационную зону, красивый парк.

В 2013 г. телебашня уже не мешающий глазу объект, а символ города. От слов губернатор переходит к делу — объявляет конкурс на лучший дизайн-проект реконструкции недостроя (апрель):

— Это значит, что у нас появился еще один рычаг улучшения инвестиционной привлекательности региона, новая точка роста, интерес к которой мы должны постоянно поддерживать, в том числе методом широкого общественного обсуждения на тему: для чего нам нужна такая доминанта, как лучше трансформировать этот объект, сделать его украшением Екатеринбурга, может быть, даже новым символом города.

Башня должна стать местом притяжения для горожан и гостей столицы Урала, символом и гордостью города. Здесь должны расположиться досуговые и социальные центры. Важно, что решать, что же в итоге разместится в долгострое, будут сами горожане. Из числа отобранных комиссией проектов путевку в жизнь получат те, которые выберут жители Екатеринбурга.

И тут все кому не лень начали проявлять активность и предлагать свои варианты развития телебашни. Кажется, уже летом 2013 г. Евгений Куйвашев схватился за голову и начал задумываться о целесообразности этого проекта.

— Видно, что в каждый проект архитекторы вложили душу, за это им отдельные слова благодарности. У меня есть некоторые претензии к отдельным работам, в частности, по перезагрузке прилегающей территории. Но все равно каждый проект заслуживает внимания.

— Я ничего подобного еще не видел. Мое личное убеждение — что итоговый проект должен быть встроен в городскую среду, быть удобным, никому не мешать и приносить положительные эмоции. Тем не менее я не буду вмешиваться в работу жюри.

В октябре 2013 г. губернатор уже не говорит о том, что надо сохранить символ города. Но просто сносить — дороже, чем достраивать:

— Мы посчитали, что снос телебашни обойдется в 2,5 млрд руб., а окончание строительства — в 3 млрд, поэтому решили достраивать.

Из телебашни еще можно сделать центр композиторов. Сохранить башню можно и нужно, считает Евгений Куйвашев в начале 2014 г.:

— Мы должны учесть пожелания союза. Эта идея вписывается в концепцию культурно-просветительского центра, который планируется на месте телебашни.

После этого глава региона долгое время молчит и не высказывается по поводу телебашни. Просто молча подписывает документы и отдает недострой в частные руки. Бесплатно. К июлю-августу 2017 г. телебашня губернатору стала абсолютно не нужна:

— Телебашня в Книге рекордов Гиннесса — самый высокий недострой в мире. Будем торжественно вычеркивать ее из Книги рекордов Гиннесса.

По новым требованиям и правилам там нельзя что-то строить без сноса башни. Проект еще разрабатывается, но в пользу необходимости демонтажа телебашни говорит уже ее возраст. Ей больше 40 лет, там уже по требованиям безопасности это нужно делать.