Екатеринбургские чиновники долго и мучительно выбирают путь на перспективу. Приглашенные из Европы эксперты в один голос советуют городу отказаться от индустриального прошлого, потому что конкурировать с более мощными центрами в Челябинске, Магнитогорске и Нижнем Тагиле уже трудно.
В Екатеринбург в летние месяцы зачастили гости из Нидерландов/Италии/Великобритании/Германии. Городские чиновники показывали им городские парки, улицы и здания, а те улыбались и многословно молчали. До поры до времени. Мэрия начала разрабатывать стратегию пространственного развития в прошлом году. Документ определяет, куда можно воткнуть высотку, а где оставить место для площади, во что конвертировать квадратные метры городской земли: в заводы или творческие лаборатории. Если еще полгода назад никто не понимал, что из этого выйдет, то сегодня высвечиваются контуры будущего Екатеринбурга. Предварительный результат иностранные эксперты показали в ратуше.
Екатеринбург больше не промышленный центр Урала, как идентифицируют город сами жители. Индустриальные площадки в структуре города заметны, но от них местная экономика практически не зависит. На презентации стратегии пространственного развития московские и зарубежные урбанисты два часа убеждали чиновников из администрации перестать расползаться.
Один из руководителей бюро MLA+ Маркус Аппенцеллер, поработавший в городе несколько недель, перечислил новые ориентиры.
— Екатеринбург является одной из культурных столиц России, куда приезжают на множество фестивалей. Екатеринбург — родина многих известных музыкантов, здесь сильны IT- и рекламные компании. Университет — один из лучших в стране. Многие люди уже работают в новой экономике. Здесь присутствует дух инновации — это то, куда власти должны вести.
После духоподъемного спича голландец сформулировал основную мысль для продвижения: «Екатеринбург — город, создающий возможности». Фраза прочно вошла в чиновничий вокабуляр, и порой ее вставляли к месту или нет.
Чтобы создавать новые возможности, урбанисты предложили экономить ресурсы. Иначе говоря, рационально использовать территорию. Жилищное строительство должно вестись не на свободном клочке земли, а вдоль прохождение существующих транспортных маршрутов. Еще один способ сохранить компактность — развивать застроенные территории.
|
Оранжевым цветом отмечены промзоны, которые с разной степенью успешности можно влить в городскую среду. |
Но, похоже, городских чиновников не надо уговаривать.
— Три стратегии из десяти представленных — это стратегии, связанные с развитием застроенной территории, развитием существующей транспортной сети. Это как раз использование принципа компактности, когда мы меняем существующие системы, существующие промышленные территории, работающие неэффективно. Новые проекты комплексного развития территории не требуются Екатеринбургу, чтобы быть городом, создающим возможности.
С другой стороны, зона влияния города должна распространятся за пределы самого города. Выступающие не использовали в речи слово «агломерация», но оно имелось в виду. Екатеринбург и города-спутники должны принять единые стандарты, ограничивающие застройку на каких-то территориях. Стратегия не работает, если ее устанавливают внутри административных границ одного муниципалитета.
По задумке градостроителей, «пылесосить» деньги для Екатеринбурга смогут имиджевые проекты, которые уже сейчас следует возвести в приоритет. Таких у нас несколько: набережная реки Исеть, региональный парк, огибающиий Верх-Исетский пруд, аэропорт Кольцово и промышленные площадки.
|
«Проект получает лицо, понятность и прозрачность, а следом — политическую и общественную поддержку. В идеальном мире после этого инвестиции льются рекой. В Лондоне появилась концепция экологического бизнес-района, она тут же была одобрена администрацией, а компания Siemens построила крупный «зеленый» технопарк. Потом в местность вложились китайские корпорации. Толчок пошел от позиционирования и создания инфраструктуры». |
Еще одной точкой развития могут стать зеленые каркасы: «Система ландшафтных и водных объектов является каркасом города и позволяет сохранить природные ресурсы. Формирование такого каркаса влияет на цены на недвижимость рядом с парковой зоной. Стоимость может отличаться в разы».
Ниже еще несколько тезисов от создателей стратегии:
- Несколько производственных площадок нуждаются в редевелопменте. Архбюро MLA+ осторожно предложило начать реновацию с Завокзального и Виза, а потом — чем черт не шутит — приглядеться к Уралмашзаводу. Хотя достаточно сложно перейти к новому производству, когда веками ковали железо.
— Уралмашевская площадка нужна городу как место приложения труда. Но необходимо внедрять туда новые технологии. К сожалению, сегодня там очень много собственников, участки рапроданы, но задача города, науки и бизнеса — найти такие проекты, которые будут выгодны всем. Договориться с каждым собственником — это очень сложно. То же касается и Завокзального. С владельцами ведется работа, там есть инициативная группа. Последние два года разрабатывается концепция. Мы считаем, что это территория высоких потенциалов.
- Плотность застройки распределяется не от центра к периферии, а вдоль сложившихся маршрутов общественного транспорта. В большей степени это касается метро и трамваев.
- Высотный силуэт города соответствует строгим правилам, которые определяют места, где можно расположить небоскреб, а где нельзя. Деловые центры придают Екатеринбургу столичность.
- Екатеринбургу необходим транспортный скоростной коридор, проходящий с запада на восток.
И все-таки сквозь концепцию проглядывали конкретные проекты. Например, создание «Аэрополиса» — нового центра притяжения в районе Кольцово. Проектировщики утверждают, что в мировых мегаполисах территория вокруг аэропорта — это не депрессивная периферия, а многофункциональная зона для временного пребывания людей. Поэтому Кольцово предлагается застроить арендным жильем, развивать там торговлю и услуги и пустит туда 24-часовой автобусный экспресс.
|
Или превратить недостроенную телебашню в арт-проект по примеру китайского Гуанчжоу. «Нужно перестать считать вышку нашим фетишем, а наполнить ее функциями», — заметил Алексей Белышев. |
Или расширить железнодорожный вокзал, отщипнув кусок от Завокзального. В перспективе уральская столица станет транзитной точкой по пути от Азии в Европу. Существующие мощности просто не справятся с вереницей ж/д составов c дешевыми товарами из Китая.
Управлять всем этим хозяйством, по задумке, будет созданное Агентство реализации городских проектов — структура, которая сводит на одную площадку чиновников, спонсоров и идеи. Никаких дополнительных вливаний не потребуется: агентство берет на себя только консультационные и организационные функции. На первом этапе деньги на улучшение города можно собрать в буквальном смысле «с миру по нитке». Например, около 12 млн руб. в год даст городская лотерея, организованная к 300-летию Екатеринбурга.
|
Новые жилищные проекты должны появляться вдоль существующих маршрутов общественного транспорта. И больше никаких масштабных строек на несколько миллионов квадратных метров жилья. |
Замглавы администрации Евгений Липович, выслушав рассказ иностранцев о «прекрасном далеко», уточнил: «То есть город-завод не нужен, а нужен город-заводоуправление, который смог бы координировать работу крупных предприятий в Магнитогорске, Челябинске и Нижнем Тагиле?» «В целом — да», — оценили мнение эксперты.
А сити-менеджер Александр Якоб расстроился, что в презентации практически не упоминалась наука. «Как же так? У нас базируется уральское отделение Российской академии наук, из вузов ежегодно выпускается 150 тыс. студентов (а еще недавно — 190 тыс.). Научно-образовательная сфера — это один из локомотивов развития города, а вы ее как-то недооценили. К сожалению, наука сегодня не интегрирована в процесс принятия решений и не используется на благо горожан, что неправильно», — посетовал чиновник.
Черту под обсуждениями подвел и.о. начальника Главархитектуры Сергей Косенко, на конкретном примере объяснивший сложность кооперации власти и бизнеса и полярность их интересов.
— Посмотрите, в районе Новокольцовской ТЭЦ вырубят несколько сот гектаров леса ради строительства индустриального парка. К слову об экономии ресурсов и компактности: теперь нам нужно тащить на окраину никому не нужную дорогу. А потенциал есть внутри города — та же уралмашевская площадка.
«Для бизнесменов выгоднее строить на периферии: земля там дешевле. Зато для города это дополнительные затраты на сети и дороги. Есть возможность развиваться в городе, но тут дольше сроки окупаемости. Что дешево для города — дороже для инвесторов, и наоборот», — дополнил мысль Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга.
Через месяц, 16 ноября, в Ельцин-центре пройдет форум «Города России 2030: пространство для жизни», на котором жителям покажут окончательную концепцию пространственного развития Екатеринбурга. Все мысли будут оформлены в книгу.