История Уралмаша достойна полнометражного фильма. Это была поистине грандиозная стройка века для Свердловска. В лесу, где-то за окраиной города задумали строить мегазавод, а вокруг него — жилые кварталы, совхозы, магазины, детские сады и больницы. Целый город в городе.
Сразу предупредим: охватить всю историю в одном тексте просто невозможно — о строительстве Уралмаша и окружающего завод соцгорода написана не одна книга. Мы сосредоточились на технологиях строительства, жизни работяг и особенностях застройки ближнего Уралмаша.
Как жили грабари, козоносы, инженеры и каменщики
Вплоть до середины 20-х годов на месте Уралмаша стоял лес. Вместо широких проспектов и улиц с революционными названиями были просеки и тропинки. Кардинальным образом судьба территории изменилась 3 июля 1927 года — в этот день было принято решение о строительстве Уральского машиностроительного завода.
Сергей Степанович Агеев, научный сотрудник музея Уралмашзавода:
— Строительство Уралмаша — это, сказать по правде, большое нахальство. В городе не было строительной базы. Вообще никакой. Ни завода железобетонных изделий, ни мощного кирпичного производства. Был маленький кирпичный заводик, но он никак не мог удовлетворить потребности такой большой стройки. Параллельно с возведением самого Уралмаша были построены несколько производственных площадок: лесопилка, выросшая в лесообрабатывающий завод, бетонный и кирпичный заводы.
В музее истории Уралмашзавода до сих пор хранятся фотографии того, как начиналось строительство.
![]() |
---|
1927 г. Идет вырубка леса на месте будущего завода. Маленькие черные точки — это пеньки. Огромная часть лесного массива уже вырублена, но это лишь часть будущей территории завода. |
![]() |
---|
Интересно, что изначально в Екатеринбурге (тогда уже Свердловске) планировали построить небольшой завод производительностью 18 тысяч тонн механоизделий, а в итоге построили на 150 тысяч тонн — в 8 раз больше! Неудивительно, что Уралмаш на несколько лет стал главной стройкой города. |
В поисках заработка в город съезжались крестьяне-артельщики. Они были заняты на лесопилке и землеройных работах. Стройка тогда мало напоминала современные стройплощадки: очень большая часть работ выполнялась фактически вручную. Лошади, телеги, да кое-какой инструмент — вот все, что было в арсенале первых строителей Уралмаша.
![]() |
---|
Вот такой пилой человек мог в одиночку спилить дерево. Очень полезная штука: рубить первостроям Уралмаша приходилось много. |
После вырубки леса начались землеройные работы. Никаких экскаваторов тогда не было. Копали вручную, землю и стройматериалы возили на телегах, запряженных лошадьми.
![]() |
---|
Эта грабарка — телега, на которой артельщики перевозили землю, — чудом уцелела с 20-х годов. Рядом с грабаркой в музее стоит раритетная «коза» — приспособление для переноски кирпичей. Деревянные рога «козы» с одной стороны удерживали кирпичи, с другой — водружались на плечи рабочих. Людей, которые работали с этими приспособлениями, называли грабарями и козоносами. |
![]() |
---|
Стройка была названа ударной. Работали самоотверженно: сверхурочные вечерние часы, регулярные субботники и воскресники были обычным делом. Даже 30-градусный мороз не был помехой. Всего за годы строительства завода в грабарках перевезли 1,5 млн кубометров земли, уложили 23 млн кирпичей. |
Жили артельщики в землянках. Жилплощадь неказистая, конечно, но по тем временам вполне обыденная. Наличие крыши над головой уже было привилегией.
![]() |
---|
Землянки только выглядят как маленькие шалашики. На самом деле в одном таком домике могло проживать до 30 человек — настолько глубоко прорывали артельщики подземные жилища. О комфорте речи не шло: все внутреннее убранство — печка и дощатые нары. |
Для строителей, работавших в штате «Уралмашстроя», а не на подсобных работах, как артельщики, условия были значительно лучше. Ну, то есть как, значительно… вместо землянок — деревянные бараки, вместо нар — кровати.
![]() |
---|
Так выглядело улучшенное жилье для строителей Уралмаша — длинные деревянные бараки. Вдоль современной улицы Машиностроителей в конце 20-х годов их было построено несколько сотен. Не исключено, кстати, что на фото она и изображена. |
Строились бараки как временное жилье. По плану, их должны были строить только до 1933 года, а через несколько лет снести, чтобы построить город-сад. Но там — голод, война, отсутствие денег… Старые бараки не только не снесли, но еще и новые построили. После 1937 года, когда стало понятно, что времянки останутся надолго, их начали делить на комнаты, они превратились в некое подобие общежитий с общим коридором.
![]() |
---|
Внутреннее убранство бараков для строителей по современным меркам выглядит более чем скромным. Тем не менее попасть на работу на главную стройку города считалось большой удачей. Крыша над головой есть — раз, карточки на еду и гарантированный паек дают — два, а светлое будущее при таком стечении обстоятельств можно и самим построить. |
Кроме разнорабочих, в строительстве завода было задействовано много квалифицированных и образованных сотрудников: инженеры, архитекторы. По контракту им полагалось полноценное питание. А откуда его взять? Создали собственное подсобное хозяйство — сельхозкоммуну «Интенсивный труд» (позже совхоз «Орджоникидзевский»). Об истории этого агропредприятия мы уже рассказывали.
![]() |
---|
Собственное подсобное хозяйство обеспечивало строителей Уралмаша молоком, сметаной, мясом и овощами. |
Бараки — рабочим, особняки — элите
Тот факт, что вместе с заводом нужно строить жилье, был очевиден сразу. В опубликованном в 1928 году проекте Уральского машиностроительного завода уже было предусмотрено создание учебного центра и жилищное строительство.
Сергей Агеев, научный сотрудник музея Уралмашзавода:
— К проектированию района подключили талантливых молодых архитекторов. Из Ленинграда к нам был выписан Петр Васильевич Оранский. Будучи главой проектного отдела Уралмашстроя, это именно он сделал Уралмаш таким, каким мы все его знаем. Под его руководством проектировали и здание завода, и расположение улиц, и практически все объекты соцгорода: жилые дома, школы, детсады, больницы, кинотеатр, парк отдыха. Как водится, отдали дань конструктивизму.
![]() |
---|
Район специально проектировали по ленинградской лучевой системе. Все улицы соцгорода вели к заводской проходной: так рабочим было удобнее добираться до завода. До сих пор Уралмаш остается единственным районом в городе, выстроенным таким образом. |
Строить жилье начали сразу же: сначала для строителей, потом для будущих рабочих. Дефицит квадратных метров в городе ощущался очень сильно. Представьте себе: только одних грабарей, занятых в земляных работах на строительстве завода, было около 10 тысяч, работников «Уралмашстроя» еще около 17 тысяч человек. А ведь это была не единственная большая стройка в городе. Население Свердловска ежегодно увеличивалось на 20–30 тысяч человек, при этом в середине 20-х годов вводилось не более 20 тысяч квадратных метров жилья в год.
Из книги «Екатеринбург. Исторические очерки (1723–1998)»:
«На одного человека в среднем приходилось всего 4,3 кв. метра жилья. Жилищную проблему горожане пытались решать «самостроем», самовольно, без разрешения застраивая пустыри. <...> Такие поселения в народе называли «нахаловками».
Решить проблему можно было только быстрой комплексной застройкой. Начали с бревенчатых домов, благо за древесиной далеко ходить не надо было: строили-то на месте бывшего леса.
Первые рубленые двухэтажные жилые домики построили на улице Кировградской, тогда она была еще безымянной. В начале 1930-х годов сюда поселили прибывших на строительство Уралмашзавода инженеров.
![]() |
---|
На фото слева стоят рубленые деревянные дома. В таких жили инженеры и квалифицированные рабочие. А справа — деревянные бараки, в них селили чернорабочих. |
![]() |
---|
Вскоре от деревянного домостроения перешли к более серьезным постройкам. «Уралмашстрой» один из первых в стране освоил технологию строительства каркасно-насыпных домов. Каркас двух- и трёхэтажных домов делался из толстого бруса, а стены — из двойных деревянных щитов, между которыми насыпались опилки и известь. К ним подтягивали канализацию и водопровод, но отопление было печным. |
Очень быстро каркасными домами застроили целые кварталы — часть улицы Молотова (ныне — 40-летия Октября), всю улицу Индустрии, Стахановскую. В такие дома селили простых рабочих, а для руководящего состава строили кирпичные дома. Самой привилегированной улицей в соцгороде была улица Ильича — именно тут селят руководителей завода, иностранных специалистов и рабочую аристократию: главных специалистов, начальников цехов и отделов завода. Новосёлов особенно радовало редкое по тем временам центральное отопление и уж совсем большая редкость — ванны.
Позднее, в 1935–1937 годах, многие из них переедут в новый район в границах площади Первой пятилетки, бульвара Культуры, улиц Красных Партизан и Банникова, проспекта Орджоникидзе. Комплекс домов для заводской элиты в народе стали называть «дворянское гнездо».
![]() |
---|
Один из особняков уралмашевского «дворянского гнезда» стоит на углу проспекта Орджоникидзе |
Вместе с домами строили детские сады, больницы, школы, Дома культуры, кинотеатры. Так, уже в 1930 году начала работать поликлиника. Для врачей, кстати, построили отдельный дом неподалеку. В 1931 году открылась школа №22 и Машиностроительный техникум. В 1932 году запустили первый в городе звуковой кинотеатр «Темп».
Справедливости ради стоит отметить, что не все прорывные идеи в строительстве прижились. Так, например, на бульваре Культуры построили огромное здание. Планировалось, что это будет масштабная фабрика-кухня: в строении были предусмотрены огромные цеха для варки супов, для жарки, для производства кваса, для разделки дичи. Было закуплено немецкое оборудование. «В планах замахнулись аж на 100 тысяч обедов в сутки. Считалось, что при социализме люди будут вместе, сообща питаться, а женщины будут освобождены от домашнего рабства. Исходя из этой идеологии во многих домах и кухни делали совсем крохотные, устанавливали плиты на две конфорки: ведь дома еду только подогревают, а не готовят, — вспоминает Сергей Степанович. — Но ничего из этой затеи не вышло. Дело в том, что при каждом цехе на заводе построили свою столовую, так что в обеденный перерыв из рабочих с территории завода почти никто не выходил. Ну, а уж привычка завтракать и ужинать в столовой попросту не прижилась. Так этот проект и прогорел. Причем не только у нас — во всей стране».
Новая жизнь Уралмаша
Первостроители Уралмаша наверняка и не догадывались, что многие из их временных построек простоят без малого век. Рубленые дома рассчитывали снести через 5–10 лет, а каркасные строили с расчетом на 15–20 лет службы. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Часть деревянных домов на пересечении улиц Кировградской и Авангардной, а также на улице Кузнецова стоят до сих пор. Еще больше в районе осталось каркасно-насыпных домов.
![]() |
---|
Несколько деревянных домов на улице Кузнецова стоят по сей день. |
![]() |
---|
Благо таких обветшалых ровесников века осталось совсем немного. Вот, к примеру, на Кузнецова — Калинина на месте старых деревянных бараков растут новые 27-этажные высотки. |
![]() |
---|
Слева интерьер деревянного барака, справа — дизайн-проект современной квартиры. Почти 100 лет разницы в строительных технологиях. Узнай первостроители Уралмаша, что на месте их деревянных домов появятся высотки с такой жилплощадью, обрадовались бы. |
Уралмаш вообще застраивается очень активно. В ближайшие годы здесь сдают несколько новостроек. «ЮИТ Уралстрой» до конца года должен сдать жилой комплекс на пересечении улиц Ильича — Победы. Еще одна высотка — на пересечении улиц Индустрии и Восстания — будет сдаваться в третьем квартале 2015 года. Недалеко от нее — на пересечении ул. Индустрии и проспекта Космонавтов — площадка «Атомстройкомплекса». К концу следующего года здесь появится жилой комплекс «Каскад», строительство которого анонсировали в марте.
![]() |
---|
Строительная площадка на пересечении ул. Индустрии и проспекта Космонавтов занимает территорию 0,8 гектара. |
![]() |
---|
В окружении хрущевок и «пентагонов» появится монолитный железобетонный дом, состоящий из нескольких секций разной высоты — от 10 до 20 этажей. Всего в доме будет двести с лишним квартир. |
Старожилы на обновление района смотрят с некоторой грустью: вместе с деревянными бараками и старыми каркасными домами уходит из архитектуры целый пласт истории первостроев Уралмаша. «Для нас эти дома как памятники. Но тут ничего не поделаешь, всему свое время: было время строить бараки, а теперь настало время жилых кварталов с просторными квартирами и современным благоустройством, — говорят в заводском музее. — Сейчас жить в деревянных домах никто уже не захочет. Ностальгия ностальгией, а для жизни нужен комфорт, большие площади и хороший ремонт».
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
А узнай сколько будет стоить эта жилплощадь, не обрадовались бы.