Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как за 90 лет из леса и бараков выросла современная Пионерка

29 октября 2014, 12:00
Эволюция города:  как за 90 лет из леса и бараков выросла современная Пионерка
Фото: архив УЭМЗ, Святослав Китаев
Пионерский поселок для города был одним из первых проектов комплексного освоения территории. Все то, что сегодня считается передовой идеей в строительстве, оказывается, давно реализовали советские застройщики.

Мы продолжаем наш спецпроект, посвященный истории нашего города. После первого рассказа о том, как изменялся деловой центр Екатеринбурга, мы отправляемся на окраины. Вернее, туда, где когда-то давно была окраина, а сейчас — густонаселенный район с современными жилыми кварталами. Идем на Пионерку.

20-е годы: сосновый бор

Сейчас это сложно представить, но когда-то на месте нынешнего Пионерского поселка стоял лишь сосновый бор. Вплоть до 20-х годов прошлого века здесь не было ничего, кроме леса. И только в 1925 году участок земли отдали жилищно-строительному кооперативу железнодорожников «Пионер». Строители вырубали лес и строили дома, из этой же древесины.

Из книги Н.Н. Бердникова «Город в двух измерениях»:

«На крутом взгорке между речкой Основинкой и Березовским трактом сосновый бор был особенно чист и свеж. Сюда через полотно тюменской ветки железной дороги гоняли пасти коров. В 1925 году у речки появились первые строители. Валили тугие сосны и из них же рубили стандартные дома на две-четыре квартиры».

Через год здесь появилось 26 домов: деревянные рубленые дома на 2–4 трехкомнатные квартиры и несколько шлакоблочных трехэтажек. Поселок стали называть «Пионер» — по имени кооператива первых строителей, осевших здесь. Однако в официальных документах и на планах города он долго значился как «Новый поселок».

Вслед за первыми домами начали появляться в районе и частные лавочки, пекарни, мастерские, конные дворы. Вскоре здесь появился даже свой клуб с киноустановкой (если вы успели застать живым кинотеатр «Прогресс», то это он).

Четыре деревянных дома на улице Уральской, сданные еще в 1926–1927 годах, стоят до сих пор. Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru

Сейчас такие деревянные дома иначе как бараками не называют. Но когда-то и этому жилью были рады. Отсутствие элементарных удобств (даже туалет был на улице) людей не смущало: хотелось иметь хоть какую-то крышу над головой.

После войны застройка района пошла более интенсивно: 2–3-этажные дома появились на улицах Маяковского, Железнодорожников, Буденного, Июльская, Ирбитская, Менделеева. Тогда же за районом официально закрепилось и привычное нам название — Пионерский поселок.

60-е годы: рай для рабочего класса

Второе рождение Пионерский поселок пережил в 60-х годах, когда на месте уже обветшалых деревянных домов выросли 5-этажные хрущовки, а вслед за ними — и современные многоэтажки. «По застройке района вообще можно было изучать развитие технологий строительства», — вспоминает Владимир Владимирович Марчук, возглавлявший ранее строительное управление №1. В разгар большой советской стройки он был в числе тех, кто застраивал Пионерку (да и весь остальной город, к слову).

Владимир Владимирович начинал свою карьеру простым плотником. Потом учился, женился и много работал. В результате на пенсию ушел с поста начальника строительного управления. Как шла застройка районов города, он знает не понаслышке: здесь он работал на стройке и жил вплоть до 90-х годов. Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru

«Перед домостроительным комбинатом, который объединял все строительные управления города, поставили задачу: переселить народ из жутких, разваливающихся бараков в нормальные дома. Люди жили в страшных условиях — в полуподвальных сырых помещениях, в домах без удобств — без горячей воды и элементарно без туалета. А ведь это люди, которые войну прошли и победили! Негоже в таких условиях жить», — вспоминает Владимир Владимирович.

В 60-х гг. начали строить пятиэтажки. В 1967–1968 годах освоили технологию строительства 9-этажек, а к 70-м начали строить и 16-этажные дома. Совсем скоро из района деревянных бараков Пионерский поселок превратился в город многоэтажек. Фото: из архива Уральского электромеханического завода

Нужно было строить, причем в массовом масштабе: выдавать на-гора все больше и больше квадратных метров. «Один только ДСК в хорошие времена сдавал по 450 тысяч квадратных метров в год, а если посчитать с объектами соцкультбыта — то и все 500–600 квадратных метров. В целом по городу сдавали в год около 900 «квадратов». Каждый завод заказывал дома для своих рабочих», — рассказывает бывший начальник строительного управления №1.

Технология строительства в советские времена была отлажена досконально — ни одной минуты простоя!

Владимир Марчук, в прошлом — начальник строительного управления №1:

— Строили все буквально с колес. На монтаж одной панели уходило, условно, 10 минут. Панелевоз вез четыре панели, значит, следующий панелевоз должен был приехать ровно через 40 минут. И он подходил! Если машина ломалась в дороге, всегда был резервный панелевоз. Все было рассчитано так, что не нужно было хранить никакие строительные материалы — складов не было вообще, а работа шла четко по часам. К нам ездили учиться со всей страны. Помню, когда Ельцин был на съезде, мы собрали коробку пятиэтажного дома за 10 дней! Это был всесоюзный рекорд, конечно. В обычном режиме на строительство дома уходил год-полтора.

Важную роль в освоении Пионерского поселка сыграл Уральский электромеханический завод — знаменитые на всю страну «Три тройки». «История этого района — это фактически история жизни директора УЭМЗ — Александра Алексеевича Соловьева. Почетный гражданин города, он был не просто грамотным управленцем — душой болел за своих рабочих. Чего стоит хотя бы тот факт, что Соловьев добился запуска троллейбусной линии до Академической. Маршрут соединил Химмаш, где когда-то располагались общежития УЭМЗ, с центром города и районом, где находился сам завод, а потом и новые жилые дома для рабочих», — рассказывает научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

Троллейбусы стали ходить в Пионерский поселок благодаря директору «Трех троек»: в 1973 году запустили два маршрута, чтобы рабочим было удобно добираться на завод. И даже расписание общественного транспорта в те времена составляли с учетом рабочих смен на производстве. Фото: из архива Уральского электромеханического завода

По заказу УЭМЗ в поселке построили 86 жилых домов для рабочих. Но за этим дело не встало: раз есть дома, должны быть и школы, и детские сады, и больницы. Вскоре в районе появляются три больницы, три школы, 12 детсадов, Дом культуры и спортивный комплекс с двумя бассейнами и несколькими большими спортивными залами.

Трехэтажное здание ДК «Урал» было построено в 1969 году. Проектировщики и строители здания «за безупречное качество работ в строительстве» получили премию и диплом первой степени Госстроя СССР. Региональные проекты нечасто удостаивались таких высоких федеральных наград.

На архивных фото сверху можно увидеть, как Дом культуры выглядел раньше, а на фото снизу — реконструированный в 2008 году и уже переименованный в Центр культуры «Урал». Фото: из архива УЭМЗ

За полвека район сильно разросся. Если на 1 января 1929 года в поселке проживали 5 811 человек, то к концу 90-х численность населения выросла почти в 20 раз.

2000-е: здесь будет город-сад

Новейшая, постсоветская история Пионерского поселка не менее интересна. Заданный когда-то вектор на массовое строительство жилья для рабочего класса поменялся. Строят здесь и сейчас активно, но уже совсем по-другому. Если в 60-е годы застройка была массовой, а оттого достаточно простой, то сейчас это район новостроек комфорт-класса. Запросы аудитории сменились, вот и застройщики в корне пересмотрели концепцию.

«Раньше задача была людей из бараков выселить. Маленькие кухни и совсем крохотные коридоры не казались существенным недостатком. Строили дома из серых панелей с мраморной крошкой, изредка кое-где использовали цветные вставки. Не до дизайна нам было. Крыша над головой есть — уже хорошо! Не шло речи ни о хороших дверях, ни о пластиковых окнах, ни тем более о паркинге или закрытых охраняемых дворах. По-другому народ жил», — рассказывает Владимир Владимирович Марчук.

XXI век Пионерский поселок отметил строительством сразу нескольких жилых кварталов комфорт-класса. Первым был ЖК на улице Блюхера. На фото — 2003 год, начало строительства. Фото: 1723.ru

Для микрорайона это был первый дом с закрытым охраняемым двором и современными детскими площадками. Фото: Владимир Задумин

Первые этажи застройщик сразу проектировал под нежилые помещения. Сейчас не верится, но пару десятков лет назад для микрорайона это было новшеством: до этого момента магазины, кафе, булочные обустраивали, скупая и переделывая квартиры на первых этажах советских девятиэтажек и хрущевок.

Самая большая стройка в районе сейчас — это ЖК «Авангард». Комплекс включает в себя шесть жилых высоток, две из которых уже построены. Растет он на месте домов, построенных еще в начале прошлого века. Фото: Святослав Китаев.

Застройка в районе улиц Ирбитская — Раевского — вообще показательная для города. 22 барака, 7 из которых сегодня уже отселены, были признаны жильем, которое годится только для сноса: износ сетей — 90%, износ зданий — 75%. Проект по застройке квартала стал одним из самых сложных, но тем не менее успешных примеров расселения ветхого жилья.

Можно сказать, что Пионерский микрорайон перешел на новый этап своего развития. Сегодня в рамках комплексного развития квартала ведется подготовка участков для дальнейшего строительства. Через пару лет на этом месте будет новый микрорайон со всеми сетями, необходимой инфраструктурой и социальными объектами.

ЖК «Авангард» — это шесть домов разной этажности — от 9 до 27 этажей. Самый высокий дом жилого комплекса станет самым высоким в районе и войдет в топ-30 высоток города. Фото: Святослав Китаев.

Бывший начальник СУ№1 Владимир Марчук признается: сейчас не все держат марку старого советского качества, но такие застройщики есть, и есть дома, за которые ему — строителю со стажем — не стыдно. «Теперь я бываю в Пионерском поселке нечасто. Но пройтись по улицам приятно. Увидеть те дома, которые строил сам, и на новые посмотреть», — говорит Владимир Владимирович. Стройка на Ирбитской — Раевского — одна из таких. И не только из-за красивых фасадов, ему идея близка: вытащить людей из старых бараков и дать им возможность жить в человеческих условиях.