Архитектор бюро «Гордеев — Демидов» Никита Демидов публично объяснил проектное решение части фасада здания на Ленина, 41. Недавно, напомним, здесь строители сняли леса, обнажив новый образ помещений бывшего гастронома №5 (занимавшего два этажа). Выполненный в современных материалах фасад, по мнению многих наблюдателей, выглядит как минимум странно и сильно выбивается из общего облика дома, входящего в единый конструктивистский комплекс зданий на главном проспекте Екатеринбурга.
Эдуард Кубенский, архитектор, директор издательства TATLIN:
— Мне кажется, это плохо. Это все равно что отнять у черного пиджака один рукав и пришить вместо него новый — разноцветный, в горошек. Прохожие такой наряд, конечно, заметят, но вряд ли одобрят. И нынешний облик части здания на Ленина, 41 — это отражение вкусовых ощущений инвестора, логику которого я понять не могу. Вы знаете, кстати, что исторически это здание не конструктивистское? Там стоял купеческий дом. И конструктивисты его просто надстроили. Как мне кажется, лучше было бы это выделить — вытащить на фасад образ, близкий к изначальному — девятнадцатого века.
Как объясняет Никита Демидов, авторы проекта реконструкции, как ни странно, руководствовались той же логикой и пытались изменить фасады, «опираясь на то, каким здание было первоначально».
| Он демонстрирует архивные фотографии, на которых видно, что еще до появления на первых двух этажах гастронома они объединялись вертикальными элементами, что близко к современному решению, предложенному архитекторами. |
И то, что сделали в итоге, сильно лучше первоначальной задумки инвестора, отмечает г-н Демидов.
Никита Демидов, архитектор АБ «Гордеев — Демидов»:
— К нашему удивлению, оказалось, что здание не имеет охранного статуса, и к нам в руки попал проект реконструкции фасадов этого дома а-ля классицизм. Выглядело это примерно как фасады нового «Пассажа». Мы взялись за этот проект, осознавая, что должны сделать современную версию реконструкции. Важно, что первые два этажа изначально объединялись вертикальными элементами, а горизонтальные ярусы последующих этажей выделялись объемными элементами и цветом оконных простенков. В дальнейшем этот образ был утрачен, хотя на западном фасаде здания до сих пор видны частично сохранившиеся объемные карнизы. Кроме того, появился уродливый стеклянный тамбур, выходящий на улицу Ленина.
В итоге «в новых материалах» подготовили проект реконструкции всего дома. По задумке архитектора, он должен выглядеть вот так:
| Но воплотить задуманное, скорее всего, не получится, отмечает Никита Демидов, «так как у здания разные собственники и они явно не дружат». |
Сейчас, когда основную часть работ строители закончили, все здание «выглядит несколько странно», признает г-н Демидов. Но отмечает: ему удивительно, что граждане ругают новодел, не замечая, как дом «изудородовали» другие его владельцы и арендаторы.
Никита Демидов:
— Как получилось, что баннеры на наших конструктивистских зданиях никого не возмущают? Почему входная группа, где расположены наши прославленные городские медиа, изгажена несоразмерными хаотичными вывесками и всяким мусором? Чему удивляться, если потом подавляющее большинство заказчиков совершенно искренне не понимают, зачем сохранять это, по их выражению, «убожество». А в массовом сознании конструктивизм — это что-то серое и невзрачное.
Печально, что здание на Ленина — Толмачева не включено в список объектов, охраняемых государством, отмечает архитектор. Если бы его признали памятником, реконструкция шла бы совсем по другим эскизам, полагает он.
Какой-то архитектурный кошмар, в котором живет целый город.