Обысков, объявленных сегодня силовыми структурами сразу по 18 адресам, не было. В этом уверены сами подрядчики строительства выставочника. Напомним, пресс-служба силового ведомства сегодня распространила информацию о том, что с утра начались обыски в офисах компаний, которые выполняли строительно-монтажные и земельные работы на объектах выставочного центра «Екатеринбург-Экспо», а также по месту жительства их руководителей.
Адреса не называются в интересах следствия, но нам удалось узнать, что уголовное дело (по части 4 статьи 159 УК РФ — хищение в особо крупном размере денежных средств при строительстве), в рамках которого проходят эти следственные мероприятия, возбуждено 30 июля. По чьему заявлению — также неизвестно. Портал 66.ru уже писал о первой волне этих обысков: 10 сентября силовики нагрянули в офис генерального подрядчика объекта, компании «Русград».
Практически сразу же возникла убедительная версия о заказном характере мероприятий. Поскольку через день с обысками нагрянули в дом вице-мэра Екатеринбурга Владимира Тунгусова, который, по мнению нескольких опрошенных нами экспертов, не приложил никаких усилий к победе на выборах кандидата от партии власти. Хотя мог. Губернатор Евгений Куйвашев (первый, на карьере которого может сказаться проигрыш «Единой России») испытал глубокую личную обиду и предпринял ответный ход в виде обысков у Тунгусова. Эпиграфом к которым стала выемка документов из офиса компании его близкого родственника Михаила Абсалямова.
Однако сам Владимир Тунгусов позже опроверг версию о губернаторском возмездии. Он назвал наиболее вероятной причиной обысков у себя дома личную неприязнь главы ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаила Бородина.
Тем не менее продолжение следственных действий по уголовному делу о хищении миллиона рублей снова отсылает нас к версии возмездия. Потому что случилось оно аккурат после выдвижения на пост сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба. Точно не человек команды губернатора.
— Субподрядчики этого объекта до сих пор общаются между собой, потому что после сдачи выставочника вынуждены были вместе отстаивать свое право на заработанные деньги. Если бы у кого-нибудь из них реально проходили обыски или выемка документов, мы бы знали. Но такой информации нет. Есть даже подозрение, что сообщение об обысках в неких 18 компаниях — это информационный вброс и попытка давления.
Свою версию Садовский подтверждает тем, что атака на строителей «Экспо» продолжилась сразу после того, как стало известно о выдвижении на пост сити-менеджера человека из команды города.
По мнению подрядчика, чтобы «украсть» миллион рублей на таком объекте, не нужна цепочка из 18 фирм. Эти деньги можно было совершенно легально заработать на фиктивных договорах подряда, реальное проведение работ по которым сейчас проверить просто невозможно.
— При стоимости объекта в 6,5 млрд утечка такого масштаба вообще нереальна. Миллион рублей можно заработать на гвоздях. Или на уборке грязи и строительного мусора — просто оформив документы на выполнение клининговых работ ОДИН лишний раз. Этот миллион никогда не нашли бы — так зачем кто-то будет так подставляться? Если бы были реальные нарушения, их бы выявили в течение четырех-пяти месяцев после того, как были закрыты все акты.
Добавим, что после долгих мытарств субподрядчики так и не получили всех причитающихся им денег за выполненные строительно-монтажные работы. С ряда компаний удержана часть выплат в качестве гарантийных обязательств. Сейчас по каждому гарантийному случаю идут отдельные споры, многие из которых дойдут до арбитражного суда.
— Поскольку при первоначальной стоимости объекта в 6,5 млрд заказчик «сторговался» до 5,9 млрд, у генерального подрядчика не осталось резерва для покрытия возможных гарантийных издержек. Они есть на любом объекте, и на эти цели достаточно 2–3% от его стоимости (то есть 120–180 млн в случае с «Екатеринбург-ЭКспо»). Теперь генподрядчик вынужден делить эту возможную ответственность со своими субподрядчиками.