Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Валерий Ананьев: «За квартиры дольщикам город отдал последнюю землю»

13 февраля 2013, 15:00
интервью
Валерий Ананьев: «За квартиры дольщикам город отдал последнюю землю»
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Корпорация «Атомстройкомплекс» выиграла «конкурс на решение проблем обманутых дольщиков», по условиям которого она должна закрыть вопрос 275 человек, попавших в трудную ситуацию, к концу 2013 года.

275 — это официальное количество обманутых дольщиков, числящихся в областном реестре в разделе «Екатеринбург». Как объявляют в областном правительстве, после того как эти люди решат жилищный вопрос, само понятие «обманутый дольщик» исчезнет с рынка уральской столицы.

По конкурсу «Атомстройкомплексу» передадут в аренду три площадки под строительство на левом берегу Исети, в перспективном районе Уктус Левобережный. Но выйти на них можно будет только после того, как будет заключен последний из 275 договоров. А заключить все договоры нужно до 31 декабря 2013 года.

Мы встретились с главой компании, чтобы задать единственный вопрос: как это вообще возможно — за один год решить проблемы стольких людей.

— Что вы! Нет у нас никакого года! Если рассматривать новые площадки, то до конца февраля мы должны определиться, где мы будем строить жилье для дольщиков. С марта по май будет время на проектные работы. До августа пройти экспертизу. При таком ритме в сентябре мы должны заключить договоры с людьми. За это время мы должны четко понять потребности каждого человека.

Валерий Ананьев по месяцам расписал, что должен сделать «Атомстройкомплекс» для обманутых дольщиков, если строить для них новые дома. Времени действительно в обрез. Но планы по строительству в Истоке — это пока только планы. В основном же пока рассматриваются существующие площадки — например, на Хрустальногорской. В этом случае работа пойдет быстрее.

Вопросы очень деликатные, ведь многие вложили последние средства и уже отчаялись получить квартиры — у каждого из них своя печальная история, и к каждому нужен будет индивидуальный подход. Есть люди, которые оплатили 10–15 м2 или еще меньше, и здесь будут самые большие проблемы, потому что теперь им надо доплачивать разницу по сегодняшнему рынку. Мы можем предоставить дополнительно только 5 м2 по цене Минрегиона — она составляет 39,4 тысячи рублей за метр.

— Таких большинство?
— Нет, по счастью, порядка 20%.

— Но ведь может оказаться так, что у людей не будет возможности купить остальные квадратные метры по рыночным ценам.
— Есть несколько вариантов. Допустим, можно взять ипотеку на оставшуюся часть квартиры. Или мы можем как-то объединять дольщиков по квартирам — например, предложим трем людям по одной комнате в трехкомнатной квартире.

Несомненно, проблемы будут. Но я думаю, что мы их решим. Во всяком случае мы будем стремиться к тому, чтобы предоставить людям максимум возможностей докупить до отдельной квартиры. И ни в коем случае не будем стремиться наживаться на этом.

Еще нас попросили, чтобы была процедура возврата средств на тот случай, если человек согласился купить квартиру, но потом не смог платить. Мы должны найти возможность отдать ему столько, сколько он уже заплатил, закончив на этом процедуру, даже если для нас это будет убыточно.

По условиям конкурса, застройщик должен передать дольщикам оплаченное ими количество квадратных метров. Дополнительные метры покупаются за свой счет: 5 м2 — по 39,4 тыс. руб., остальные — по рыночной стоимости.

— А изначально нет возможности для дольщиков просто получить стоимость оплаченной площади деньгами?
— Нет, по условиям конкурса, мы должны передавать квадратные метры.

— Эта работа уже началась?
— Да, мы специально приняли человека с юридическим образованием, который имеет опыт общения с людьми. Его задача — договориться с каждым из этих сотен людей и решить вопрос так, как им комфортно.

— Будет ли вариант использования апартаментов в этой схеме?
— Хороший вопрос, я даже не думал об этом. Если люди готовы, то мы не возражаем. Теоретически это возможно. По закону мы должны компенсировать дольщикам оплаченное жилье, и если передача в свет жилья апартаментов не противоречит закону, то почему бы нет.

Вообще мы хотели предложить жилье из того, что строим сейчас, или, если людям будут нужны маленькие квартиры, заложить их строительство в новые объекты.

На столе у Валерия Ананьева стоит огромный макет будущего делового центра в Среднеуральске.

— То есть вы сперва изучите потребности всех дольщиков, а затем с их учетом актуализируете нарезку квартир в готовящихся объектах?
— Да, мы идем по этому пути.

— Где будет строиться это жилье?
— Как один из вариантов рассматривается земля в Истоке. Правительство избрало эту территорию для поддержки, говорят, что не хотели бы останавливаться. Нам предложено оформить землю для себя и начать там строительство — возможно, и для обманутых дольщиков.

— А что вы будете строить на площадке на Уктусе, которую «Атомстройкомплексу» передали по условиям конкурса?
— Я считаю, что это прекрасная площадка. Мы недавно построили там садик, и в любом случае постарались бы купить ее на аукционе. Она находится недалеко от дорог и леса, имеет понятную инфраструктуру, так что там мы будем строить хорошее жилье.

— Почему именно эта площадка выбрана для участия в таком проекте?
— Потому что больше ничего не было! Готовых площадок сегодня в городе — раз, два и обчелся. Нет готовой земли, вот в чем беда! И город предоставил лучшее, что у него было.

О качестве земельных участков, выставляемых городом на торги, глава корпорации отзывается, мягко говоря, без восторга.

— Но ведь город объявил, что будет ежегодно выставлять на торги по 100 га земли.
— Да, только далеко не вся эта земля готова к застройке. Площадь участка может быть большой, но сколько выхода с нее? Приведу пример: мы выиграли аукционы на Ирбитской и на Кузнецова — Ильича. Прошло полтора года, но землю мы не получили до сих пор, несмотря на то, что много денег уже потратили на расселение бараков. Много процедурных вопросов по утверждению проекта планировки, много проблем с теми, кого предстоит отселить.

Не все соглашаются на адекватную цену, в каждом бараке всегда найдется кто-нибудь, кто согласен только на цену втрое-вчетверо выше. Жил человек в комнате, а нужна ему трехкомнатная квартира. А мы должны полностью отселить этот барак. И начинаются бесконечные суды. А пока они идут, ветхими признаются еще два барака, которые, оказывается, тоже надо отселить, чтобы застроить территорию. И в планах города как раз таких площадок очень много.

Городу очень удобно, когда застройщик за свои деньги делает проект планировки, отселение, а еще и по конкурсу платит деньги в бюджет. Но не все застройщики видят разницу между комплексным освоением территории и освоением застроенной территории.

Комплексное — это когда ты пришел и работаешь. Такого практически не встретишь. Это вот эти, чистенькие площадки, которые предоставлены для строительства жилья для обманутых дольщиков. А с освоением застроенных территорий, наоборот, куча проблем. Это минимум полтора года интенсивной работы. На Ирбитской мы выходим только на первые 0,7 га, это 1/10 часть всего участка! И таких площадок много.

В конце разговора мы все-таки скатились на тему «ЭКСПО-2020». Валерий Ананьев признался, что все застройщики ждут решения о ее проведении.

— А как вы считаете, если этой осенью будет принято решение о проведении в Екатеринбурге «ЭКСПО-2020», появится у нашего города отдельный федеральный закон, как у Сочи?
— Мы очень на это надеемся. Потому что быстро решать эти вопросы без федерального закона просто невозможно. Вы сейчас как раз перешли ко второму вопросу, о котором я хотел бы сказать.

Городу нельзя расти только вширь — в сторону Истока, Академического и Широкой Речки. Надо еще и разбираться, что у нас внутри. Те же улицы Ирбитская, Бакинских Комиссаров, Островского — я могу назвать массу территорий, застроенных индивидуальными домами, хозяев которых все устраивает. Причем еще вчера мы с ними договаривались на 500 000 руб. за сотку, а сегодня цены выросли до миллиона, и это не предел.

Мы же понимаем, что, чтобы освободить площадку, нужно снести 10–20 домиков, а то и больше. И везде находятся такие, которые говорят: нам надо втрое больше. И они остаются там, потому что на выкуп по такой цене мы пойти уже не можем. Так произошло на Уральской, на Бакинских Комиссаров.

Поэтому, конечно, на законодательном уровне должны быть какие-то рыночные подходы для того, чтобы не было возможности препятствовать городской застройке в соответствии с планом.

Фото Дмитрия Горчакова.