Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Михаил Вяткин: «Строители жилья ориентируются на мигрантов»

26 декабря 2012, 12:53
интервью
Михаил Вяткин: «Строители жилья ориентируются на мигрантов»
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Один из главных вопросов, обсуждаемых сегодня в строительном сообществе, — нужно ли строить в Екатеринбурге больше миллиона квадратных метров жилья в год. Или стоит остановиться на этой отметке.

Этот вопрос (в числе прочих) мы задали главному архитектору города. Хотя в остальном разговор свелся к тому, что останется Екатеринбургу после выставки «ЭКСПО-2020», если в следующем году все-таки будет принято решение о проведении ее у нас.

— Конечно, у Екатеринбурга есть возможность сдавать больше миллиона квадратных метров. Но такой объем не будет продан — нет покупательской способности у нашего населения. Строительство большего количества жилья лишь породит миграцию в Екатеринбург. У нас очень комфортный для проживания город, и строители уже даже сегодня ориентируются во многом на приезжих, предлагая однокомнатные квартиры и студии. Люди к нам приезжают и с севера, и с юга.

Сегодня по обеспеченности жильем мы держимся на уровне 22,9 кв. метра на человека, и это хорошо. К 2020 году, когда, по прогнозам, численность населения дойдет до полутора миллионов, должны выйти на 28 метров, к 2025 — на 30. Это запланированный спокойный рост, без резких скачков, и именно из этих расчетов появились планы по строительству миллиона квадратных метров в год.

Для Екатеринбурга миллион квадратных метров — это оптимум, иначе возрастет поток мигрантов.

— Но ведь люди приезжают в Екатеринбург еще и потому, что квартиры не строятся в области.
— Конечно, от естественной миграции никуда не деться. Но к ней мы готовы. А вот если подогревать ее искусственно, это может повлечь серьезные последствия. Давайте представим, что будет, если неконтролируемыми темпами будет расти население Екатеринбурга. Не будет хватать торговли, социальной инфраструктуры. Повысится уровень безработицы.

— А в каком направлении вообще будет развиваться строительство в Екатеринбурге? Как повлияет на его развитие проведение у нас выставки «ЭКСПО-2020»?
— Право на ее проведение нужно сначала выиграть!

— Давайте представим, что это право у нас есть. Что тогда? Кроме огромного участка застройки на ВИЗе как преобразится город? Например, очень интересует набережная. Что с ней будет? Сейчас очень много говорится о том, что ее надо превратить в прогулочную зону.
— Когда мы делали приблизительный расчет затрат, мы считали, что набережная должна быть продолжена от улицы Челюскинцев до площадки старого ВИЗа, через музейные здания подняться наверх и выйти к водной станции.

Если решение о проведении выставки в Екатеринбурге будет принято, городская набережная продолжится до самого ВИЗа.

— Это будет каким-то обременением для строителей?
— Думаю, нет. Набережную придется строить за счет бюджета, и мы надеемся, что федерального.

— Есть же хороший для города пример набережной у ЖК «Адмиральский», в благоустройство которой девелопер вложил 25 млн, и еще пять, по его словам, готов вложить в набережную у второй очереди.
— Согласен, такие участки есть. Например, у нас готов к развитию и скоро будет выставлен на аукцион большой участок на левой стороне улицы Челюскинцев, если ехать к вокзалу. Границы территории вплотную доходят до педагогического колледжа. Тому, кто купит этот участок, мы, конечно, вменим в обязанности благоустроить набережную.

— Сам колледж переедет?
— Мы надеемся, что правительство области сделает шаг нам навстречу. Мы давно просим передать этот колледж нам, чтобы открыть здесь школу. В этом районе активно строится жилье, а ближайшая школа — на Крылова. Здание колледжа в плохом состоянии, из него можно было бы сделать хорошую муниципальную школу, прямо конфетку. И место замечательное: полуостров, река, само здание на пригорке. Естественно, в комплексе с этими работами можно было бы привести в порядок и берег.

Дальше идет участок благоустроенной набережной напротив «Адмиральского», где, как вы правильно говорите, строится новая очередь и еще один небольшой кусочек берега, как мы надеемся, будет обихожен.

Дальше идут несколько коммерческих объектов, с владельцами которых, возможно, мы тоже будем вести какие-то переговоры по поводу строительства набережной. Есть две неосвоенные площадки сразу за «Адмиральским», и мы пока не знаем, что с ними делать.

Дальше есть проект строительства нового здания, которое мы посоветовали строителям развернуть к реке, потому что по первоначальным планам на берег выходил задний фасад. Может быть, и тут удастся договориться насчет благоустройства.

В основном затраты по благоустройству набережной лягут на плечи бюджета. Причем, как надеются в мэрии, федерального.

— А что будет с площадкой старого ВИЗа?
— Она находится в собственности различных коммерческих структур. Пока могу только сказать, что эти здания сносить не будут, потому что они охраняются законом как памятники. На Западе очень много интересных наработок, когда в старом производственном здании оборудуются выставочные галереи и развлекательные залы, и не исключено, что Екатеринбург пойдет по этому же пути.

Сам завод уже не работает. Только на другом берегу на территории старого ВИЗа есть производства, которые, как мы считаем, тоже надо закрыть. Думаю, когда будет принято решение о проведении «ЭКСПО», очень быстро найдутся инвесторы, которые выкупят у собственников эту площадку.

Большая проблема заключается в том, что у нас нет выхода на Верх-Исетский пруд. Широкого, понятного, большого. В свое время было предложение расчистить такой вход напротив ДК Металлургов, и, скорее всего, в этом направлении мы и будем действовать.

Проект выхода пешеходной зоны на берег Верх-Исетского пруда появился довольно давно, но идея эта не устарела.

— Как же будет облагораживаться противоположный берег?
— Конечно, ЦХП завода «ВИЗ-Сталь» его не украшает, но мы можем привести в порядок хотя бы зону у воды. Сделать там прогулочные дорожки, зеленые насаждения, песчаную набережную, может быть, даже с пляжами. Там водоохранная зона, так что мы имеем право подвинуть предприятие. Хотя владелец «ВИЗ-Стали» уже сегодня вынашивает мысль убрать с этой территории производство и застроить ее жилыми домами. Если она воплотится, то мы там такую набережную сделаем — ух!

И остается еще участок берега вдоль железнодорожных путей на Сортировке. Уже есть проект по реконструкции этой рекреационной зоны, который, в общих чертах, и будет там реализован. Конечно, аппетиты застройщика мы поубавим — столько жилья, сколько он предлагает построить, в этом месте не нужно. А вот гостиницы, развлечения, бухты-яхты — это пожалуйста. Самое главное — мы проведем туда дорогу, продолжение улицы Европейской, которая сейчас начинается у железнодорожного вокзала. Это будет еще один въезд с ЕКАД практически в центр города.

— Нарисовано красиво. А когда это будет?
— Я не думаю, что это задача, которую надо решить к «ЭКСПО». Пусть строят, Верх-Исетский пруд надо осваивать.

Продолжение улицы Европейской будет еще одним заездом с ЕКАД практически в центр города.

— Есть еще часть набережной напротив Юридической академии и УрГУПС. Там что-то будет строиться?
— Конечно, если у нас будет проходить «ЭКСПО-2020», мы должны активизировать работу и по этой территории. Уже даже есть инвесторы. В свое время в низине напротив «Адмиральского», где сейчас частный сектор, мы предполагали строить спортивную зону. Костя Цзю даже заложил там первый камень. Но эти планы забылись, территорию так и не освоили.

Сейчас мы рассматриваем возможность признать ветхим жильем двухэтажки, которые там стоят: если ветхих домов будет не менее двух, то по закону можно выставлять на аукцион под развитие застроенную территорию. Но там есть еще и частный сектор, который не позволяет нам вообще ничего сделать. Нужен инвестор, который скупит все дома и участки, чтобы освоить территорию полностью.

— Что останется Екатеринбургу помимо набережной?
— Я думаю, что набережная — это лишь капля в море. Самое главное, что мы получим, — развитую инфраструктуру: дороги, транспорт, коммуникации, метро. Если здесь будет «ЭКСПО», то абсолютно точно появится метро, о котором мы сегодня рассуждаем, что на него нет денег. Появится несколько станций: у Центрального стадиона, на Токарей, Заводской, а последняя будет на пересадочном пункте, куда кроме метро будут ходить автобусы и троллейбусы.

Появится мост через Верх-Исетский пруд. Причем проектировщики предложили пустить по нему еще и городскую электричку, сделав мост двухуровневым. «Гипротранс» одобрил эту идею: на той стороне у нас основной железнодорожный путь, так что мысль здравая. В перспективе можно будет продолжить железнодорожные пути до Керамики, проведя через Академический. Будет кольцевая железная дорога, как в нормальном европейском городе.

Сортировочный микрорайон соединится с выставочной площадкой мостом через Верх-Исетский пруд. Мост будет двухуровневым: автомобильный плюс железнодорожный.

Поменяется весь подвижной состав общественного транспорта — все это будет заложено в смету, потому что с такими трамваями и автобусами принимать гостей стыдно. Должны быть нормальные низкопольные трамваи.

Почему у нас не развивается этот район, где будет площадка «ЭКСПО»? Потому что, чтобы подвести канализацию к очистным сооружениям, нужно провести ее через гору. Строить для этих целей насосную станцию — плохой вариант, нужно делать проходку, как для метро, только меньшего диаметра. А это миллиарды рублей. Если эти затраты запланировать в бюджет проведения «ЭКСПО», то после выставки здесь пойдет движение. После экспонентов тут останется подготовленная площадка, на которой можно будет построить около миллиона квадратных метров жилья. Это годовая мощность Екатеринбурга! Эту площадку можно будет осваивать несколько лет!

После проведения выставки на ее площадке можно будет построить миллион квадратных метров жилья.

— В какую копеечку влетят все эти подготовительные мероприятия?
— По предварительным подсчетам, «ЭКСПО-2020» выйдет у нас не дороже Миланской выставки — 20 млрд долларов. В Шанхае затраты составили 60 млрд, в Милане — около 30 млрд. Это только бюджетные средства, коммерсанты пока скептически смотрят на идею проведения «ЭКСПО-2020», мол, играйте-играйте, а мы поглядим. Но если решение о проведении выставки у нас будет принято, это может дать толчок к совершенно неожиданным проектам коммерсантов. Не только наших, но и заезжих.

Перспективных площадок у нас много — и улица Плавильщиков, и парк аттракционов (который нам предлагают построить в ЦПКиО, а мы предлагаем подождать решения комитета «ЭКСПО» и построить его ближе к площадке), это и Большеконный полуостров, где можно построить фешенебельный жилой район. Это Цыганский поселок по другую сторону Московского тракта, который, безусловно, подлежит перезастройке на многоэтажные жилые дома. Береговая линия, где можно обустроить спортивно-прогулочную зону. Граница Европы и Азии, куда можно провести канатную дорогу: три-четыре опоры и кабинки.