Проигрыш Екатеринбурга в гонке за «Экспо-2020» кто-то воспринял как само собой разумеющееся: мол, куда нам с Дубаем тягаться, рожей не вышли; кто-то порадовался, что в уральской столице не будут распилены какие-то мифические миллиарды, ну и кто-то огорчился, конечно, — проигрывать всегда обидно.
Мне вот тоже идея проведения «Экспо» у нас казалась сомнительной, и даже не потому что наш город относительно небольшой и малоизвестный («Экспо-2012», например, проходила в корейском Йосу, площадь которого примерно как у Екатеринбурга, а численность населения едва превышает 300 тысяч человек; а в 2000 году «Экспо» принимал немецкий Ганновер, который по обоим параметрам вдвое меньше уральской столицы), а потому что было непонятно, что именно она даст нам — простым обывателям.
Чтобы посмотреть, что дает «Экспо» простым людям, мы поехали в Шанхай, где Всемирная выставка проходила в 2010 году. Сейчас, спустя три года, уже можно начинать оценивать результаты.
Сразу расставим точки над i: мы не будем сравнивать Шанхай и Екатеринбург, боже упаси. Скорее, сравним Шанхай и Шанхай — до «Экспо» и после. |
Шанхай выиграл право проводить «Экспо» в 2002 году, обойдя Южную Корею, Мексику, Польшу и Россию (кстати, тогда в «Экспо»-гонке потерпела поражение Москва, так что наш проигрыш Дубаю не такой уж и позорный). Мероприятие такого уровня и масштаба Китай принимал впервые, но легко переплюнул своих предшественников и по числу гостей, и по продолжительности, и по уровню организации.
Вот просто цифры: выставка продолжалась 184 дня, ее участниками стали 190 стран, посетителями — более 73 млн человек, чистый доход для государства составил 12 млрд долларов. Но для простого жителя Шанхая это, конечно, пустой звук. |
Тему выставки Шанхай определил просто и заманчиво: «Лучше город — лучше жизнь». И начал — с себя. За время подготовки к «Экспо» в Шанхае появились новые жилые районы, новые деловые районы, новые дороги, заработала программа улучшения жизни на всех уровнях, от борьбы за чистый воздух до автоматов с кипятком в каждом торговом центре — вот такое наследие у «Экспо-2010».
Транспорт
Готовясь к выставке, шанхайцы сплели сеть из скоростных автострад вокруг города, построили 36-километровый морской мост (самый длинный в мире), открыли новый глубоководный порт, расширили главный международный аэропорт — «Пудонг» (чтобы примерно представить масштабы: первый, меньший, пассажирский терминал «Пудонга» по площади в три раза больше, чем весь аэропорт «Кольцово» вместе с взлетно-посадочными полосами).
Суть, конечно, не в размерах: большой город — большой аэропорт, тут все понятно. Но вот то, что благодаря «Экспо» шанхайцы заполучили еще и удобный транспорт, соединяющий аэропорт с городом, — вот это действительно вызывает зависть.
Поезд на магнитной подушке — маглев — начал ходить из аэропорта в 2004 году. Поездка в один конец стоит минимум 40 юаней (это больше 200 рублей), но это того стоит: всего через 8 минут поезд остановится на станции «Лунъян Лу» (это по отношению к центру как наш Южный автовокзал, например). При этом ходит маглев каждые полчаса (а помните, с какой периодичностью из «Кольцово» уходит электричка до вокзала? Ну вот). |
Шанхайцы своим маглевом страшно гордятся, но почти не пользуются: дорого. Так что это больше развлечение для иностранных гостей, а местные предпочитают добираться из аэропорта в город на метро всего за 6 юаней.
Линия №2 (на схеме светло-зеленая) была открыта еще в 2000 году, но именно во время подготовки к «Экспо» ее удлинили, так что она, проходя через центр, соединила два аэропорта, расположенных на разных концах города: «Хунцяо» и «Пудонг». Из аэропорта до центра на метро — мечта. |
В шанхайское метро во время подготовки к «Экспо-2010» зарыли без преувеличения золотые горы. Если в начале 2000-х годов шанхайский метрополитен состоял из двух линий, то к моменту проведения выставки насчитывал уже 12, причем 6 из них запустили в эксплуатацию за два последних года перед «Экспо».
Сейчас в шанхайском метро 289 станций, в планах к 2020 году — продлить существующие линии, довести их общее число до 18, а количество станций — до 480. Сами шанхайцы при этом своим метро не очень довольны: маленькое оно, говорят, не весь город охватывает.
Кстати, все эти виды транспорта демонстрируют редкое дружелюбие по отношению к понаехавшим иностранцам, у которых в анамнезе — знание пары китайских иероглифов и английский в зачаточном состоянии (ну вот как у меня). Заблудиться в шанхайском аэропорту или метро нереально. |
Небоскребы vs рисовые поля
И без того не жаловавшийся на размеры Шанхай к выставке основательно разросся: пустыри застроили жилыми многоэтажками, окрестные деревни присоединили к городу, снесли под корень и тоже застроили. В ожидании гостей со всей страны и со всего мира сотнями открывались гостиницы и рестораны. Китайская пресса восторженно рапортовала, что уровень жизни стремительно пошел вверх.
Вверх — это буквально: небоскребы безжалостно вытесняют невысокие здания. И если для нас здания типа «Высоцкого» пока, скорее, архитектурное баловство, то для Шанхая с его 23 млн жителей — просто средство к выживанию. |
Не будем лукавить: лучшая жизнь в лучшем городе досталась, конечно, далеко не всем. В Шанхае, как и вообще в Китае, очень сильно социальное расслоение: и до сих пор новенькие высотки с дорогими квартирами и охраняемым въездом во двор соседствуют с приземистыми унылыми домами, нижние этажи которых превращены в мастерские, забегаловки или магазинчики.
В центре города на одной улице можно найти и сияющий стеклом Apple Store, и привычный «Таганский ряд» во всей красе: шум, гам, запахи еды и торговля всем что душе угодно, от трусов до смесителей. |
В преддверии «Экспо» в Шанхае вырос огромный деловой район Пудонг. Именно благодаря ему город получил негласное название «восточный Нью-Йорк». Здесь — зона свободной торговли, здесь — парк высоких технологий, в общем, вся деловая жизнь теперь сосредоточена на месте рисовых полей и крестьянских хижин. При этом — в отличие от того же Нью-Йорка — сотни небоскребов не превратили деловой центр Шанхая в каменные джунгли.
Сказать, что в Шанхае много зелени, — значит, ничего не сказать. Парки, скверы, бордюры из подстриженных кустарников, отделяющие проезжую часть от тротуара, пестрые клумбы и даже просто вазоны с цветами и плющом буквально на каждом шагу. |
Солнце, воздух и вода
С этим в Китае откровенно плохо: Шанхай, как и многие мегаполисы, не может похвастаться ни чистым воздухом, ни чистой водой, а знаменитый желтый смог стал для него таким же символом, как туман для британской столицы. «Ясный» день в Шанхае означает, что небо будет пепельно-голубым, а небоскребы будут видны целиком. Но это редкость: чаще Шанхай как будто подернут дымкой.
Мне в Шанхае досталось два дня без смога, зато на третий — вот он, во всей красе. Город как будто окутал туман. |
И все же по сравнению с другими мегаполисами Китая воздух в Шанхае чище. И это тоже заслуга «Экспо»: за время подготовки за черту города вынесли 270 заводов, в том числе и знаменитый Цзяннаньский судостроительный завод, на котором работало 10 тысяч человек.
Дно и берега реки Хуанпу к «Экспо» тоже привели в порядок, хотя до состояния «питьевой» ей, конечно, далеко. |
Ну и заодно город хорошенько почистили от преступников: только за неделю до открытия выставки полиция повязала 6000 уличных грабителей и проституток.
В наследство от «Экспо» остались повышенные меры безопасности: в метро, например, досматривают сумки всех пассажиров (и если вы думаете, что от этого образуются дикие очереди, то нет). |
«Экспо-парк»: вторая жизнь
Бывший «Экспо-парк» бывшей международной выставки раскинулся по обе стороны реки Хуанпу. Его площадь 5,28 км2 (примерно такой же — на 5,87 км2 — планировался и у нас). Ради «Экспо-парка» стерли с лица земли несколько кварталов трущоб: 18 тысяч семей переехали в квартиры в многоэтажках. Наверняка шанхайские бабушки ворчали, мол, «как так можно, мы всю жизнь здесь прожили, дайте помереть в родной хибарке», но здесь это не работает: ни шума в прессе, ни митингов, ни писем общественников. Все переехали, освободили место прогрессу.
«Экспо-парк» обосновался по обе стороны реки, в пространстве между двумя мостами, построенными опять же к выставке. Станции новой линии метро тоже привязали к территории выставки, так что и сейчас сюда удобно добираться. |
Бывший «Экспо-парк» производит сейчас странное впечатление. Павильоны разобрали, флаги спустили, всякие скульптурно-фонтанные финтифлюшки забросили — в общем, цирк уехал. Огромную территорию, которая три года назад служила колыбелью деловым контрактам, потихоньку подстраивают под нужды города.
К примеру, огромная «летающая тарелка» — комплекс Shanghai World Expo Performing Arts Center — стала главной концертной площадкой города. Чтобы не возиться и не тратить деньги, предприимчивые шанхайцы сдали главный объект прошедшей выставки в аренду компании Mercedes-Benz. В последние три года все самые крупные и яркие концерты проходят именно здесь: Eagles и Metalliсa, Дженнифер Лопес и Элтон Джон, Адам Ламберт и прочие Джастины Биберы.
«Мерседес-Бенц Арена», вмещающая 18 тысяч зрителей одновременно, признана одной из лучших концертных площадок мира. |
Китайский павильон, главный среди национальных павильонов «Экспо-2010», тоже не пустует. Изначально в здании, которое назвали «короной Востока», планировали проводить национальные и международные выставки, но потом ему нашли лучшее применение: сюда из центра Шанхая переехал Музей изобразительных искусств.
В выходные у входа в музей полно народу, но шаг влево, шаг вправо — и попадаешь в мертвый город-призрак. |
В одном из зданий, построенных для «Экспо», сейчас работают торговый центр, кинотеатр и многочисленные кафе-рестораны — для семейного субботнего шопинга. Выставки на территории бывшего «Экспо-парка» тоже проводятся, правда выглядят они при таких габаритах как икра на советских бутербродах, но по крайней мере площадки используются по назначению.
На месте бывшего «Экспо-парка» проводят экскурсии и — вы не поверите — китайцев возят сюда целыми автобусами, хотя смотреть особо не на что. И сувениры с темой прошедшей выставки — брелоки, магнитики, открывашки, статуэтки и даже веера — пользуются огромным успехом. |
Если помните, одним из козырей проведения «Экспо» в Екатеринбурге городские и областные чиновники называли благоустройство береговой линии Визовского пруда и ускоренный рост инфраструктуры. Опыт Шанхая показывает, что и то, и другое вполне реально, но с маленькой оговоркой: на то, чтобы район, обустроенный под выставку, превратить в район, обустроенный для людей, нужно даже не три года — гораздо, гораздо больше.
Даже Шанхай с населением в почти 24 млн человек (это в 17 раз больше, чем в Екатеринбурге), последствия «Экспо» до сих пор не переварил. |
Ах да. Цена вопроса. На подготовку выставки ушло более 48 миллиардов долларов — больше, чем потратили на Пекинскую олимпиаду. И без коррупционных скандалов с чиновниками и распилом по-китайски, конечно, не обошлось — с такими-то деньжищами. Вот только одна история, попавшая в прессу: в 2005 году первый заместитель председателя оргкомитета «Экспо» — секретарь горкома Шанхая Чэнь Лянъюй — был арестован за взятки и приговорен к 15 годам тюрьмы. Видимо, взятка все же была не особо большой — иначе бы расстреляли.
Возвращаясь к Екатеринбургу: сейчас бессмысленно гадать, какой результат был бы у «Экспо-2020», если бы нам удалось победить Дубай, стала бы она грандиозным провалом и позорищем или, наоборот, превратила бы уральскую столицу в город мирового значения. Возможно, идея пробиться в ряды «экспо-городов», рожденная еще губернатором Мишариным, воплотится в 2025 году — но хорошо бы, чтоб под более жизненным и практичным слоганом, чем «Глобальный разум». «Город для людей», например, подойдет.
Транспортную проблему, ну просто не верю, что бы решили, "Екб гордиться самым коротким метро в Мире", ни дорог, ни парковок ни гостиниц ни кафе-ресторанов для такого количества гостей не смогли найти, весь город был бы парализован сначала стройками и грязью, а потом ещё и 184 дня наводнением туристов, т.е. на работу из-за делегаций и прочих высокопоставленных гостей было бы добраться трудно, наши жиползы перекрывали центр для каждого бедуина, лишь бы прогнуться.
В 1986 году вопрос строительства метро был пересмотрен и началось поступление средств на технико-экономическое обоснование и проектирование. Строительство началось в 1992 году.
А заводы за черту города и без выставки выведут, чтобы место под застройку освободить.
речи не шло о метро к чемпионату мира по футболу
а под "Экспо" деньги на подземку выделили бы безусловно
это не три-четыре футбольных матча провести - это полгода присутствия в городе потенциальных инвесторов
ес, я в курсе, я и не говорю о 10 линиях
я думаю, что построили бы, но наши с вами "имхи" уже не проверить, к сожалению
А так же, попробуй догадаться, когда наш город, еще получит от Кремля, сумму, равную десяти бюджетам, и не только получит, но и освоит, построив сотни объектов?
Когда мы ещё сможем погреть руки на иностранцах?
Когда история даст нам возможность рывка? Как в Казани. Как в Сочи. Как во Владике. Когда?
доход 12 млрд - это только от самой выставки, то есть то, что государство получило за время ее проведения (грубо говоря - от продажи билетов на выставку, транспортных услуг, доходы гостиниц, ресторанов и проч)
результат выставки - все заключенные контракты, привлечение иностранного бизнеса и все такое - вряд ли можно просчитать в деньгах, тем более что эффект у Экспо долгосрочный: выставка прошла в 2010-м, а бизнес пожинает плоды до сих пор