Российский гроссмейстер Сергей Карякин 27 февраля опубликовал открытое письмо, в котором поддержал специальную операцию России на Украине. На следующий день Международная шахматная федерация (FIDE) осудила россиянина за публичное оглашение своей политической позиции, открыв в отношении шахматиста дисциплинарное дело.
А глава FIDE Аркадий Дворкович, наоборот, высказался против военных действий в Украине и после этого подал в отставку с поста председателя «Сколково».
Об этом всем мы поговорили с Сергеем Карякиным во время его приезда в Екатеринбург на встречу с поклонниками шахмат, которая прошла (неожиданно) в Храме-на-Крови.
На встрече собрались журналисты разных изданий. Первые два вопроса — компиляция некоторых вопросов от них.
— Санкции — в виде отстранения от игр — стали для вас неожиданностью?
— Мне было очень обидно, что меня дисквалифицировали ввиду моей гражданской позиции.
Я понимал, что такое может произойти. Это свинство, потому что были попраны все спортивные принципы. Я прошел серьезный отбор, но был дисквалифицирован за свою гражданскую позицию, которая к шахматам не имеет никакого отношения. Я привык, что шахматы вне политики, спорт вне политики. Но, к сожалению, все эти грязные политические игры дошли и до шахмат.
— Для спортсмена важны достижения. Как вы будете в новых условиях реализовывать эту потребность?
— Мы будем подавать апелляцию. Но даже если это не сработает, мы будем работать дальше. В любом случае я собираюсь выступить на чемпионате России.
Мы планируем организовать альтернативный турнир игр. Пока это все в моей голове. Но я об этом начал думать уже давно. Буду вести переговоры с российскими и зарубежными компаниями. Это очень сложная работа, но надеюсь, мне пойдут навстречу и мы как минимум проведем несколько турниров, как максимум — создадим свою организацию.
Я вижу это как создание новой шахматной федерации, которая будет вне политики, двери которой будут открыты всем спортсменам и где не будет никакой дискриминации. В идеале со своим бюджетом и своими чемпионатами мира.
Еще два вопроса — от журналиста 66.RU.
— Сейчас в инфополе активно обсуждаются две позиции представителей шахматного мира: позиция главы Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадия Дворковича и ваша позиция. Вы можете понять его? И как вы думаете, можно ли было в текущей ситуации никак не комментировать происходящее?
— Дело не в том, что есть другие позиции — я понимаю, что не все с нами согласны и у всех своя позиция. Но это не должно иметь какого-то отношения к шахматам. Если мы соревнуемся в шахматах, мы должны соревноваться в шахматах. А если мы политические дебаты ведем, это совсем другое.
У Дворковича, к сожалению, другая позиция. Я по этому поводу расстроен. Но посмотрим, что будет дальше.
— А можно ли вообще не высказываться? Ведь многие спортсмены никак не комментируют ситуацию. Как вы относитесь к таким людям?
— Людей, которые не высказываются про политику, невозможно осудить. Большинство шахматистов никак не высказывались, но, несмотря на это, нашу сборную исключили из международной шахматной Олимпиады. За что? Почему?