Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов
Фото: Скрин, кадр из мультфильма «Ну, погоди!» («Союзмультфильм», 1971 г.)
Наш тайный информатор, много лет проработавший в этой сфере, рассказывает, что тренерами зачастую работают некомпетентные молодые люди, окончившие месячные курсы и не имеющие ни опыта, ни специальных знаний. Деньги за персональные тренировки они проносят мимо кассы и кладут себе в карман. Так же поступают администраторы клубов и прочий персонал.

По традиции герой «Изнанки бизнеса» — аноним, именно поэтому он может честно и откровенно рассказать обо всем, что творится в фитнес-клубах. А заодно посоветовать, как не стать жертвой клуба-однодневки и что делать, чтобы в процессе тренировок не стать инвалидом.

Фитнес-клубы — очень неприбыльный бизнес, так что скоро в Екатеринбурге почти не останется маленьких залов. Они уже сейчас не могут платить за аренду площадей, а скоро их и вовсе вытеснят с рынка крупные сети, которые активно снижают цены и переманивают клиентов. Останется несколько дворовых клубов с верными клиентами.

Но пока клубов еще достаточно много, им нужен штат, поэтому работать тренерами берут кого попало. 90% — это даже не тренеры, это инструкторы тренажерного зала, которые окончили месячные курсы за 8–9 тыс. руб., дай бог покачались пару лет (а может, и вообще гантели в руки не брали) и пошли в зал калечить клиентов. У них нет ни опыта, ни элементарных знаний. Ничему хорошему они научить не могут, а вот травмировать клиента — запросто.

Чаще всего страдают колени, поясница и плечи. Повреждения суставов и связок встречаются на каждом шагу — и это у здоровых людей. А те клиенты, которые приходят в зал с каким-либо заболеванием (варикоз, разрыв связок коленного сустава или порок сердца), рискуют очень сильно его усугубить, поскольку неопытный тренер не сможет подобрать им индивидуальную программу и будет заниматься с ними, как привык.

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов
Фото: Скрин

Многие инструкторы, которые работают в фитнес-клубах, не имеют ни знаний, ни опыта и могут только покалечить своих клиентов.

Как такового фитнес-образования в России нет. Единственное — в Питере есть Институт Лесгафта (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, — прим. ред.), оттуда ребята выходят с какими-то знаниями. Остальные — школы Вейдера (Колледж бодибилдинга и фитнеса им. Бена Вейдера, — прим. ред.) и проч. — это все такая же чушь, как месячные курсы. Так что, чтобы эффективно тренировать людей, нужно, во-первых, иметь личный стаж, то есть долго тренироваться и перепробовать на своей шкуре различные методики, программы, посетить десятки семинаров. Во-вторых, нужно набраться знаний по анатомии, диетологии и биомеханике. В-третьих, наработать тренировочный стаж. Тогда через пару лет будут результаты.

Отличить опытного тренера от начинающего можно двумя способами. Во-первых, надо ориентироваться на возраст. В 23 года человек не может иметь за плечами серьезного опыта. Сам по себе он может быть хорошим спортсменом, но это еще не значит, что он сможет сделать такого же спортсмена из клиента. Второе — это информация о тренерском стаже. В фитнес-клубах обычно говорят, сколько лет человек работает по профессии (или вывешивают на стену фотографии сотрудников с этой информацией). Если человек тренирует больше двух лет, он уже может быть полезным клиенту. Если больше пяти лет — значит через него прошло множество людей и ему можно доверять. Персональные тренировки с опытными специалистами могут стоить дороже.

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов
Фото: Скрин

Чтобы зарабатывать на жизнь, персонал берет деньги с клиентов и, минуя кассу, кладет их себе в карман.

Самое меньшее, чем могут обернуться занятия с неопытным тренером, — отсутствие результатов. Худший вариант — травмы. Понять, что наставник что-то делает не так, бывает сложно, особенно если человек раньше не занимался в зале. Но если клиента с порога заставляют заниматься 3–4 раза в неделю — это ненормально. Начинающим нужно как минимум две недели на раскачку, когда занятий должно быть не больше двух раз в неделю.

Также нужно обратить внимание на то, как тренер реагирует на различные жалобы. Если клиент говорит, что у него болит спина, опытный тренер объяснит, из-за каких именно упражнений такой эффект и когда боль пройдет. А лучше — заранее предупредит, после какого упражнения что заболит, чтобы человек не переживал.

Сейчас работать в фитнес-клубы идет в основном молодежь, которая ищет легких денег. Они считают, что можно зарабатывать 100 тыс. руб., ничего толком не делая и не имея специальных навыков. Такую сумму действительно заработать можно, но это уровень матерых профессионалов, которые сделали себе имя и наработали клиентскую базу. Еще один способ подняться выше 50 тыс. — брать деньги за персональные тренировки (ПТ) мимо кассы.

Плату за ПТ мимо кассы берут абсолютно во всех клубах. Иначе просто не заработать. Тренерам так выгоднее, клиентам — тоже. В накладе только сам клуб. Хотя и он в долгу не остается.

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов
Фото: Скрин

Администраторы клубов тоже проносят деньги мимо кассы. Из-за этого клиенты могут остаться без оплаченных услуг.

Существует множество способов обмана клиентов. Наиболее известный — клубы-однодневки. Открывается такой зал в какой-нибудь точке города и объявляет распродажу абонементов на различных купонных сервисах. Кто-то берет плату на месяц, кто-то на полгода, кто-то на год вперед. Но воспользоваться абонементами клиенты не успевают — залы быстренько закрываются и съезжают. Деньги за абонементы, разумеется, никто возвращать не собирается. К сетям это не относится — они заключают договор аренды сразу на несколько лет, так что в клуб со знакомым названием можно идти, не боясь. А вот к неизвестным заведениям стоит относиться с осторожностью. Чтобы не стать жертвой таких однодневок, не нужно сразу покупать годовой абонемент. Максимум — на месяц, а лучше первое время вообще оплачивать разовые посещения. Так хотя бы будет возможность присмотреться к клубу и понять, насколько серьезно он обосновался в этом помещении.

Очень легко обманывать клиентов на продаже различных услуг, таких как персональные тренировки или массаж. Например, клиент покупает блок тренировок, который действителен три месяца. Через месяц клиент заболевает и какое-то время не посещает зал. Чтобы не возвращать ему деньги за неиспользованные занятия, персонал фитнес-клуба меняет срок действия блока тренировок или просто показывает в договоре другие даты. Похожим образом клиента может обмануть и сам тренер: пока человек болеет, он проставляет в расписании ПТ как отработанные занятия, чтобы они зачлись ему при начислении зарплаты.

Изнанка бизнеса. Как фитнес-клубы калечат своих клиентов
Фото: Скрин

Фитнес-образования в России нет. Так что, чтобы эффективно тренировать клиентов, профессионалу нужно сначала долго заниматься самостоятельно, параллельно изучая анатомию, диетологию и биомеханику.

Другой вариант: деньги за услугу могут просто не донести до кассы. Девочки-администраторы возьмут с клиента плату за условные десять сеансов массажа, дадут ему чек и какую-нибудь бумажку с подтверждением, но деньги положат к себе в карман. Потом клиент сходит на один сеанс, а на втором окажется, что никакой массаж он не оплачивал — у администраторов соответствующая продажа не записана. Скрыть обман сложно — все это потом обязательно всплывает, но ничем особо не заканчивается. Люди, проворачивающие такие схемы, годами работают в фитнес-клубах — и прекрасно живут.