Споры вокруг боя Александра Поветкина, который прошел в минувшую субботу в Екатеринбурге, не утихают до сих пор. В основном потому, что многие поклонники спорта уверены, что история с проваленным допинг-тестом «Русского витязя», отменой поединка с канадцем Бермейном Стиверном, а также быстрый побег Стиверна из России — мировая теория заговора против самого Александра и всего российского спорта в целом.
Бой Поветкина и Стиверна за титул временного чемпиона мира по версии WBC (Всемирной боксерской организации) должен был состояться 17 декабря в «Екатеринбург-Эспо». Победитель поединка получил бы право провести бой за титул чемпиона мира с американцем Деонтеем Уайлдером, с которым Поветкин должен был драться еще в мае.
Но тогда, напомним, у Саши в организме нашли вдруг запрещенный мельдоний, и шоу отменили. Вскоре выяснили, что содержание этого препарата в крови россиянина ничтожно мало, и его оправдали, разрешив продолжить карьеру. Однако Уайлдер успел провести в июле победный поединок против соотечественника Криса Арреолы и получить травму руки. Он перенес несколько операций и продолжает восстановительный процесс, вернуться на ринг Деонтей сможет лишь в середине весны, и WBC во избежание имиджевых и финансовых потерь постановила считать его «чемпионом в отпуске».
Пока он отдыхает, Поветкин и Стиверн должны были побороться за временный титул. А потом победитель этой встречи встретился бы с Уайлдером в бою за чемпионский пояс.
Однако этому сценарию не суждено было сбыться. Утром в субботу стало известно, что допинг-проба Александра оказалась положительной, из-за чего WBC лишил бой статуса. Канадец обвинил «Русского витязя» в непрофессионализме, потребовал его пожизненной дисквалификации и отказался проводить бой «просто так». Он улетел домой, а Поветкин, который заявил, что ничего умышленно не принимал, все-таки вышел на ринг — с французом Йоанном Дюопа, который прилетел в Екатеринбург посмотреть бой, а в итоге заменил Стиверна.
Промоутер Александра и глава «Мира бокса» Андрей Рябинский признался, что перестраховался, позвав Дюопа, потому что ждал какого-то подвоха от менеджера канадца Дона Кинга, у которого ранее выигрывал в суде компенсацию за отмену боя Дениса Лебедева и Гильермо Джонса: у Джонса, промоутером которого был Кинг, тогда нашли допинг.
Дон Кинг — менеджер Бермейна Стиверна, с которым у Поветкина должен был быть бой. Известен, как приложивший руку к взлету и падению Майка Тайсона, а также как скандальный промоутер, с которым судились боксеры, обвинявшие его в мошенничестве, — среди них был и Мухаммед Али. Кинг организовывал легендарные сейчас боксерские поединки «Грохот в джунглях» и «Триллер в Маниле», многие критики и специалисты называют его «крестным отцом» американского бокса.
Еще в октябре, когда стало известно, что бой Поветкин — Стиверн пройдет в России, Рябинский заявлял, что ждет каких-от подлостей от Кинга. «Конечно, были проблемы, они очень не хотели в Россию, поэтому мы и не могли договориться. Дон Кинг — очень специфичная личность, его поведение нестабильно, поэтому могут появиться какие-то новые фокусы», — приводил тогда ТАСС слова Рябинского.
Портал 66.ru собрал несколько версий и теорий, которые указывают на то, что провокация при отмене боя Поветкина и Стиверна была, и попытался разобраться, соответствует ли информация действительности. Итак, шесть пунктов теории заговора против «Русского витязя».
Первая. Внешний вид Бермейна Стиверна выдавал, что он не готов к бою
На официальном взвешивании перед боем Бермейн оказался тяжелее Александра почти на 12 кг кг: 113,1 кг против 101,5 кг. Многие, кто присутствовал на процедуре, обратили внимание на то, что канадец выглядит неподготовленным.
Сам Саша после вечера бокса назвал бывшего соперника «сырым» и сказал, что тот выглядел как желе, будто не тренировался вовсе. «Да он будто и не собирался драться! — сказал Поветкин. — Глаза у него не горели». Его тренер Иван Кирпа также заявил, что у Бермейна были лишние килограммы: когда спортсмен готовится к бою, он следит за весом, и в категории, в которой выступают россиянин и канадец, в идеале вес не должен был превышать 109 кг — а тут у Стиверна четыре лишних кило.
Вторая. Команда Стиверна купила авиабилеты домой заранее
Существует версия, что команда Бермейна выкупила билеты из Екатеринбурга заранее, буквально сразу после взвешивания, с временем вылета днем 17 декабря, еще до боя. Исполнительный директор промоутерской компании RCC Boxing Promotions Алексей Титов в разговоре с журналистом Портала 66.ru сказал, что у него такой информации нет, но если она соответствует действительности, это подтверждает все догадки о том, что провокация была спланирована.
Отметим, что президент WBC Маурисио Сулейман сообщил в своем аккаунте в Twitter, что у Поветкина нашли допинг, в 11:36 по екатеринбургскому времени, а к 15:00 боксер с командой уже были в Кольцово. В 19:00 он улетел в Шереметьево, откуда авиакомпании «Аэрофлот» и «Дельта» выполняют 58 рейсов в неделю в аэропорты США.
Однако, стоит сказать, что проверить эту версию невозможно, потому что ни одна авиакомпания не предоставляет личные данные своих пассажиров.
Третья. Дон Кинг не прилетел в Россию
Любители бокса также обсуждают, что менеджер спортсмена непременно должен присутствовать на его бое и подписывать все документы, однако Дона Кинга в Екатеринбурге не было, значит, поединок вообще не должен был проходить. Алексей Титов это мнение опроверг: такого правила не существует. Но все-таки то, что Кинг не прилетел в Россию вообще, по его мнению, — подозрительно и наталкивает на определенные мысли.
К тому же, переговоры о проведении боя даже после объявления о проваленном допинг-тесте Поветкина велись конкретно с Кингом, рассказал в интервью «Советскому спорту» Андрей Рябинский.
Андрей Рябинский, глава «Мира бокса»:
— Торг начинался с 500 тыс. долларов. Сверху. Возможно, даже при таких запросах мы нашли бы компромисс, но в какой-то момент канадцы стали недоговороспособными и свернули общение. Не будем идеализировать канадцев — об идеалах спорта разговор не шел. Уж чем-чем, а этим они руководствуются в последнюю очередь. Было сказано: всем занимается Дон Кинг, связывайтесь с ним. Очередная попытка успешно завершить безнадежное дело ничем не увенчалась, и Стиверн засобирался в путь. Тогда мы вступили в переговоры с Дюопа.
Впрочем, сегодня, 23 декабря, Кинг заявил, что расстроился из-за отмены боя. «Мы очень опечалены случившимся. Мое сердце разбито. Я так разочарован! Мы так серьезно готовились, много работали над организацией этого поединка, уладили все детали, подписали контракт, бой был санкционирован WBC», — приводит слова Дона Кинга «Р-Спорт».
Четвертая. Документов VADA до сих пор никто не видел
Кроме твита Сулеймана о том, что у Поветкина нашли допинг, никаких документов никто до сих пор не опубликовал. На сайте VADA (The Voluntary Anti-Doping Association, которая сотрудничает непосредственно с WBC, а не WADA (World Anti-Doping Agency), которое отстранило российских легкоатлетов от Олимпиады в Рио) про Александра только одна новость — о том, что он присоединился к программе «Чистый бокс». Обычно пробы проверяют несколько дней, в особых случаях — одну-две недели, пишет «Чемпионат.com», а потом объявляют результаты.
Отметим, что три предыдущие пробы Александра были чистыми, четвертая, которую спортсмен сдавал 6 декабря, оказалась грязной. В скором времени в независимой лаборатории вскроют пробу B. К тому же, еще никто не знает результата теста, сданного непосредственно перед боем, 15 декабря.
Пятая. Второй раз на те же грабли
В мае в организме Поветкина мельдоний нашли, так же, как и сейчас, непосредственно перед боем, и такое совпадение у многих, в том числе и у самого Александра, вызывает вопросы. К тому же, что тогда, что сейчас, из-за этих заявлений российский супертяжеловес лишился возможности драться с Уайлдером за пояс чемпиона мира. А ведь он мог бы его выиграть.
Шестая. Поветкин подписал документ за чистый бокс, его часто проверяли
Александр заверил журналиста 66.ru, что умышленно не принимал никаких запрещенных препаратов, к тому же, его постоянно проверяли. По подписанному им документу о чистом боксе, допинг-офицеры могли приехать к нему в любой момент, да и все понимали, что после истории с найденным в его крови мельдонием внимание к нему будет очень пристальным.
Александр Поветкин, боксер:
— Смысл мне принимать какой-то допинг, и на последнем тесте провалиться? Ко мне приезжали в Кисловодск брали пробы, домой приезжали, на базу, каждые 10 дней буквально, и ничего не было. А тут такое. Надеюсь, разберутся, все встанет на свои места. Никаких предположений, как допинг мог оказаться в организме, у меня нет.
И Рябинский, и Кирпа также заявили, что Саша специально не принимал бы допинг, тем более остарин, который был запрещен еще в 2008 году. Однако Рябинский при этом допустил вероятность, что препарат все-таки мог случайно попасть в организм Поветкина: например, с пищей — остарин используется некоторыми производителями мяса. «Либо со спортивными добавками. Если так, это плохо для нас. Сейчас собираем и исследуем все спортивные добавки», — отметил Рябинский.
В скором времени вся команда Поветкина пройдет тестирование на полиграфе. Как уточнил Алексей Титов, если окажется, что допинг действительно был в крови боксера, то ответственность за это понесут конкретные люди, которые, по его словам, «подставили имидж страны». Расследование «Мира бокса» должно завершиться до Нового года, расследование WBC — в начале 2017-го. Ждём.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Вообще-то World Anti-Doping Agency (WADA)
А по теме, жаль Александра. Человек целенаправленно шел к самому важному бою и сейчас уже не понятно, дойдет ли.