Федеральный бюджет недополучает потенциальные доходы, потому что изъятое у коррупционеров имущество используется неэффективно. За 14 лет в казну поступило почти 9 тыс. изъятых объектов недвижимости. Их общая стоимость — более 113 млрд рублей. За последние четыре года на их продаже и аренде государство заработало всего 4,3 млрд рублей.
| |
|---|
Вести учет и использовать эффективно изъятое имущество не дают системные проблемы и ограничения в законе, уверены в Счетной палате. Например, процесс передачи таких объектов от службы судебных приставов Росимуществу не налажен должным образом, считают аудиторы. Из-за этого объекты долго вовлекают в оборот. Также из-за отсутствия у Росимущества единой практики приема, учета в казне и регистрации права собственности есть риск «потерять» объект.
Объекты также не могут быстро передать государству из-за снятия арестов и запретов.
«Это увеличивает срок вовлечения имущества в оборот в среднем на 1–1,5 года. По состоянию на 1 августа 2025 года не зарегистрировано право федеральной собственности на 404 объекта стоимостью 1,1 млрд рублей», — сообщил аудитор Андрей Батуркин.
В своем отчете аудиторы отмечают, что сейчас законодательство запрещает продавать на торгах конфискованные земельные участки, предназначенные для строительства. И это также стало одной из причин его неэффективного использования.
Счетная палата предлагает правительству России внести изменения в закон о приватизации и снять ограничения на продажу жилых помещений и земельных участков, которые относятся к «коррупционному имуществу», добавил Батуркин.