Ленин никому не нужен. Точнее, никому не нужны памятники вождю мировой революции. Каноничные изваяния, разбросанные по большим и малым городам страны, просто стоят. Только немногочисленные верные сторонники идей марксизма приходят к ним. И только по большим праздникам.
Да, примерно то же происходит с любыми другими памятниками любым другим историческим личностям. Но с Лениным — особый случай. В советскую эпоху металлические и каменные Владимиры Ильичи были центрами церемониальной общественной жизни. Здесь начинались и/или заканчивались демонстрации. С трибун этих монументов приветственно махали руками главы городов и областей. Сюда водили детей.
Теперь все забыто. И Ленины просто стоят. Никому не нужные.
Попытки вернуть общественную жизнь к их подножиям случаются. Но заканчиваются плохо. Слишком резко сменить или дополнить функционал памятника — нельзя. Придут упомянутые выше коммунисты и устроят скандал (см. опыт Верхней Пышмы). Снести или хотя бы передвинуть — тоже нельзя. Придут коммунисты и устроят скандал (см. опыт Ревды).
|
---|
В Верхней Пышме к Ленину пристроили рампу для скейтбордистов. Это не понравилось коммунистам. Постамент вместе с рампой накрыли тканью. Что делать дальше, кажется, пока не придумали. |
Просто оставить все как есть — можно, но это скучно и не сильно рационально — все-таки монументальные Ленины занимают довольно много места в центральных частях городов.
Потому мы хотя бы попытаемся предложить план перемен. Вернее, расскажем, каким видят этот план те, кто может влиять на процесс. А именно: архитектор с опытом переосмысления городских пространств, лидер коммунистов и, конечно же, глава города, которому в конечном итоге придется принимать решения.
Спросили и представителя православного духовенства. Во-первых, потому что влияние священников на общественное мнение довольно велико. А во-вторых, потому что многие участки под монументами Ильичу до революции принадлежали Церкви и были заняты храмами.
Сооснователь архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских говорит, что в каждом случае необходимо учитывать контекст территории и индивидуально изучать возможные сценарии использования памятника. Поэтому рампы для скейтбордистов, как в Верхней Пышме, не везде уместны.
Но совсем ничего не делать — тоже плохой вариант, считает Илья и приводит пример из практики.
Бюро «Плотинка» разработало концепцию приспособления памятника Ленину в Туринске. За годы запустения монумент превратился в уличный туалет и мусорку. Архитекторы предложили сделать из постамента амфитеатр-трибуну с задней стороны памятника и добавить точечную подсветку. Постамент стоит рядом с городским ДК и библиотекой, так в городе могла бы появиться камерная площадка для выступлений. Но идея пока так и не нашла воплощения.
|
---|
Эскиз проекта приспособления памятника Ленину в Туринске |
«В случае с Екатеринбургом мы можем предложить освежить и почистить сам памятник, отреставрировать твердые покрытия, поставить на место гранитные плиты, укрепить конструкции и сделать подсветку постамента. Или, на крайний случай, оставить как есть, затронув только территорию площади», — рассказал 66.RU Илья Полянских.
Он добавил, что сзади постамента есть амфитеатр, который горожане используют как место для ожиданий и встреч. Эту площадку тоже нужно привести в порядок.
В случае Туринска переосмысление функции постамента было оправдано окружением: библиотеке и ДК реально было нужно общественное пространство. В Екатеринбурге такого контекста нет, и поэтому просто так книжку под памятником никто читать не будет. Первостепенное значение будет иметь то, как городские власти собираются использовать площадь 1905 года, когда оттуда уберут парковку.
— Мне кажется, в Верхней Пышме заложен мощный прецедент на переосмысление этих сакрально-идеологических пространств. Интересно, сколько квадратных километров площадей Ленина с памятниками существует в стране? Интересно, как это уже вшитое в нашу подкорку городское пространство выключало из нашей картины мира реально полезные городские функции.
В городах, особенно в 1950–1960-е годы, появлялись градостроительные ансамбли с отражающей эпоху архитектурой, где постаменты Ленину и площади сформировали новую советскую городскую ткань и ощущения граждан от пребывания в центрах почти всех городов страны.
Нужно ли перепрошивать наши города и формулировать новые функции? Что может быть на месте Лениных — оставить как есть и не трогать никогда? Везде ли на городских площадях стоит делать сцены для концертов, ледовые городки, скейт-парки и продуктовые ярмарки? Или же нужна совершенно новая типология? Пока возникает больше вопросов.
Заместитель спикера свердловского Заксобрания коммунист Александр Ивачев ожидаемо утверждает, что Ленин живее всех живых, а значит, выдумывать с его памятниками ничего не надо.
«Жизнь показала, что 30 лет целенаправленной антисоветской агитации не смогли очернить СССР и его основателя. Большинство наших соотечественников по-прежнему положительно относятся к фигуре Владимира Ильича», — сказал он корреспонденту 66.RU.
Памятники Ленину, по мнению лидера свердловских коммунистов, и так стоят в знаковых местах области. Нормальное благоустройство вокруг — это все, что нужно, утверждает Александр Ивачев. И обвиняет чиновников в том, что они «сознательно доводят монументы до аварийного состояния». За последние четыре года КПРФ своими силами восстановили два памятника: в Кушве и Белоярском.
|
---|
Церемония открытия восстановленного памятника в Кушве |
В Екатеринбурге, несмотря на то, что здесь за бронзовым вождем следят и ухаживают относительно внимательно и регулярно, памятник тоже требует реставрации, добавил Александр Ивачев.
— Точнее, реставрации требует постамент. Кроме того, я уже много лет борюсь за то, чтобы его подсветили в ночное время. Это единственный памятник в центре Екатеринбурга, который тонет в темноте.
Игумен Екатеринбургской епархии Вениамин Райников утверждает: наполнять новым смыслом памятник советскому вождю и пространство вокруг него — ни в коем случае не нужно.
Скульптуры Ленина, по его мнению, «ставили везде и без повода, наводняя смысловое пространство культом его личности, потому что, уничтожая настоящую религию, нуждались в ее суррогате: с трупом в мавзолее вместо святых мощей, бесконечными статуями вместо святых икон».
Далеко не все памятники создателю СССР имеют художественную ценность, еще меньше в них ценности идеологической, считает Райников. Священник признает, что революционер не был лишен литературного таланта и оригинально мыслил, но называет его человеком «злобным и враждебным к русскому народу».
|
---|
«Сейчас за призывы к поражению России на СВО и помощь вооруженным силам Украины закон строго наказывает и считает таких людей предателями. Ленин, делавший ровно то же самое во времена Первой мировой войны, — считается достойным памятников и, видимо, подражания. Ну, вот они и подражают — поджигают военкоматы, донатят украинской армии. Ленин первый за историю человечества разрешил матерям убивать своих детей. Это не могло не отразиться на демографии», — продолжает Райников.
Национальную политику, проводимую Лениным, священник считает причиной многих сегодняшних проблем.
— Конечно, борьба с его статуями не решит этих проблем. Но и делать их местом притяжения будет в лучшем случае излишним, а на самом деле — потенциально вредным и опасным.
По всей видимости, понимая возможные последствия любых резких движений, повторять опыт Пышмы или Ревды глава Екатеринбурга Алексей Орлов не хочет. В разговоре с журналистом 66.RU он обозначил дипломатичную позицию мэрии: «Если есть памятник, то пусть он стоит».
— Это наша история, ее никуда не деть. Памятник Ленину напоминает об огромном временном промежутке, о тех реалиях, в которых жила и развивалась наша страна. К истории надо относиться очень бережно.
Текст: Дарья Александрович, Валерий Кунщиков, Дмитрий Шлыков