В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) опасаются, что принятие Госдумой законопроекта, обязывающего таксопарки использовать отечественные автомобили, может привести к серьезным экономическим последствиям:
- значительному сокращению выбора автомобилей для такси;
- невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок;
- уходу самозанятых водителей;
- росту цен на поездки в такси и дефициту машин для перевозок.
В качестве такси можно использовать только машины, которым «присвоено 3200 баллов локализации и более», говорится в документе. Этому критерию соответствуют только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.
За весь 2024 год в таксопарки поступило более 90 тыс. автомобилей российского производства, включая 56 тыс. автомобилей Lada. Новые требования вступают в силу уже с 1 октября 2025 года. Бизнесмены считают, что в такие сжатые сроки не получится увеличить предложение на рынке из-за длительности производства отечественных автомобилей, передает РБК.
Предложение локализованных российских автомобилей в некоторых ценовых сегментах ограничено. Например, для бизнес-класса под критерии подходит только Lada Aura. Чтобы сохранить доступность разных классов машин, в РСПП предложили установить предельную стоимость автомобилей, к которым применимо требование о локализации, — 3,5 млн рублей.
Помимо этого, нужно установить повышающие требования с учетом региональных особенностей и структуры таксопарка, чтобы обеспечить «единство условий ведения предпринимательской деятельности». Кроме того, законопроект не учитывает перспективы развития альтернативных источников топлива.
Многие самозанятые водители не смогут купить автомобили, соответствующие требованиям законопроекта. Это может привести к значительному сокращению количества таксистов и, как следствие, росту цен на услуги перевозки. Уход 100 тыс. водителей может повлечь за собой повышение цен на поездки в такси на 15%, прогнозируют в РСПП.
Глава Союза Александр Шохин в письме на имя помощника президента Ларисы Брычевой предложил отсрочить вступления закона в силу до 1 сентября 2026 года и усовершенствовать госпрограмму поддержки закупок автомобилей для такси.
В «Яндекс Такси» согласились с опасениями РСПП и предложили собрать на одной площадке представителей таксопарков и автопроизводителей, чтобы вместе найти решение проблемы.
- Ассоциация «Национальный совет такси» в середине февраля обвинила АвтоВАЗ в завышении цен на автомобили Lada Granta — в 1,6 раза за 2021–2023 годы — и Lada Vesta — в 1,8 раза. Таксисты обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания не является единственным поставщиком и таксопарки могут выбирать автомобили из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины.
- Объединение самозанятых России обращалось к Владимиру Путину с просьбой пока не принимать законопроект о локализации такси, пока не будут «сбалансированы интересы автопроизводителей и перевозчиков».
- В 2023 году стоимость поездок в такси в России достигла максимума за последние 10 лет. В июне цены выросли до 32,53 рубля в расчете на 1 км пути.