За 11 месяцев 2024 года в регионе зафиксировали 175 случаев буллинга в школах. Это на 63 случая больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пока качественного решения этой проблемы в стране нет, заявил на пресс-конференции уполномоченный по правам человека в Свердловской области Игорь Мороков.
В решении вопроса он предложил «вернуться к истокам» и опираться на работы Яна Амоса Коменского, Антона Макаренко и Василия Сухомлинского.
До середины 1930-х годов в советских школах под влиянием идей Макаренко использовали следующие методы:
- Воспитание в коллективе. Детей учили командной работе, взаимодействовать с окружающими, поддерживать друг друга.
- Самоуправление. Ученикам доверяли управлять ключевыми процессами, к педагогам за помощью они обращались, только когда сами не справлялись.
- Воспитание с помощью труда. Детей готовили к общественно полезному труду. В школах была профориентация и трудовая подготовка, обучение профессиям.
Первый перечисленный метод особо выделил Игорь Мороков. «Когда смотришь программы профилактики буллинга, я ни разу не встретил тезиса «формирование коллектива». Сегодня вспомним еще раз Макаренко и других специалистов, даже уже современных. Только через формирование коллектива (решается проблема буллинга, — прим. ред.). Если у Макаренко было формирование детского коллектива, в нашем случае мы говорим о формировании детско-взрослого коллектива со всеми участниками системы [учениками, родителями, педагогами]. Только это поможет нам минимизировать проблему», — считает он.
Пока количество обращений к детскому омбудсмену от родителей по поводу травли в образовательных учреждениях растет. Проблему не получается решить быстро, потому что «школа — зеркало и отражает ситуацию во всех сферах жизни», добавил чиновник.
- В феврале 2023 года Игорь Мороков говорил, что за два года в Свердловской области почти на 40% выросло число обращений о буллинге в школах. Реальное число случаев травли нельзя отследить, так как дети зачастую не рассказывают об этом родителям и учителям.