Большинство таксистов — 75% — не выполнили новые требования для работы с 1 сентября. Из-за этого Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» обратился к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой отсрочить введение новых правил.
К 1 сентября водители должны оформить обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП). Для получения страховки нужно получить разрешение на работу в такси. Пока оно есть только у 25% работников отрасли, в основном — из Москвы.
Чтобы получить документ, необходимо выполнить условия: забрендировать автомобиль, оформить путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах. Глава ассоциации Валерий Корнеев считает, что в стране нет инфраструктуры для того, чтобы самозанятые водители могли выполнить последние перечисленные условия.
Поэтому разрешение на работу получают в основном сотрудники таксопарков, при том что 1,5 млн из 2,5 млн таксистов — самозанятые. Сейчас большая часть таксистов находятся в «серой» зоне и не могут легализоваться.
Проверять у водителей полис ОСГОП будут сотрудники Госавтоинспекции. Эксперты уверены, что таксисты, у которых нет этого документа, просто перестанут выходить на маршруты, чтобы не получить штраф. В итоге количество машин в такси сократится и вырастут цены на перевозки.
В пресс-службе Национального союза страховщиков ответственности добавили, что отсутствие договора такого страхования — основание для приостановки разрешения на перевозку легковым такси.
Агрегаторы не должны вести контроль за наличием страховок, утверждают в «Яндекс.Такси». Площадки лишь сверяют разрешение на работу при допуске водителя к заказам. Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин добавил, что перед проверкой ОСГОП власти должны наладить систему их покупки.
«Не ясно, как быстро и по каким ценам перевозчики смогут приобретать полисы ОСГОП. Чтобы быстрее адаптировать новое требование под рынок, власти обсуждают возможность ввести краткосрочные полисы, чтобы водители получали все необходимое страхование быстро и онлайн», — уточнил он.
Депутат Госдумы Дмитрий Гусев считает, что закон о такси нужно дорабатывать. По его данным, более миллиона водителей ушли в «серую» зону. За год действия документа цены на поездки выросли в Москве на 40%, по регионам — на 30%. При этом безопасность перевозок не выросла.
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что пренебрежение водителей к требованиям закона «выглядит как попытка шантажа властей угрозой дефицита таксистов».
В Минфине отказались переносить сроки вступления в силу новых правил, сообщают «Известия». Именно это нововведение поможет защитить пассажиров: страховая сумма за вред, причиненный жизни, повысится с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей.
В России почти год действует закон «О такси». По нему водители должны оформиться самозанятыми и платить налоги: 4% — на доход от заказов физических лиц и 6% — от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также водителей обязали:
- получать разрешение на работу в такси;
- проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
- ежедневно проверять техническое состояние автомобиля.
К управлению такси не допустят, если:
- на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
- водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения;
- у водителя неснятая или непогашенная судимость либо его преследуют за совершенные деяния;
- водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т. д.
Дмитрий Гусев прямо назвал новый закон провальным. После его вступления в силу агрегаторы такси повысили стоимость поездок, но больше ничего не изменилось.