Депутат Госдумы от «Справедливой России», первый зампред комитета по контролю Дмитрий Гусев заявил, что большое количество таксистов после принятия в сентябре 2023 года нового закона «О такси» ушли в «серую» зону.
На арендованных автомобилях в России работают около 600 тыс. человек — все они зарегистрировались как самозанятые и выполняют требования закона.
Проблема возникает со второй частью — около 2,5 млн водителей, работающих на своих машинах. Из них в новой системе зарегистрировались 10 тыс. человек.
«Вот с ними проблемы. Они в основном работают не в крупных городах. У них не всегда чисто в багажнике. Открываешь — там грязно, что-то от рыбалки еще лежит…Они не будут выполнять требования этого закона. Люди уходят в тень. Это значит, что закон не сработал, это надо признать. Закон ограничил 2,5 млн человек подработать самозанятыми», — сказал Гусев на форуме «Современное такси».
По его мнению, работать в такси должны только граждане России и мигранты из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«Что касается мигрантов из других стран, мы категорически против. Мы сами себя закапываем. В прошлом году более 2,5 млн человек въехали в страну работать. Было приобретено 600 тыс. патентов, вопрос — где остальные. Приехали под видом трудовых мигрантов, пользуются нашей инфраструктурой, существуют за наш счет, везут семьи, это неправильно», — добавил Гусев.
Также депутат предложил агрегаторам сделать поездки на такси с детьми дешевле: «В год семьи отрасль такси должна сделать так, чтобы многодетные и семьи с детьми ездили по обычным ценам. Если мы посчитаем стоимость бустера или кресла, выяснится, что кресло окупается за месяц. Это мое вам предложение от всех многодетных страны. Пассажиры с детьми должны платить ту же цену».
Новые правила для агрегаторов и водителей такси
С 1 сентября 2023 года в силу вступили изменения в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Теперь самозанятые без регистрации ИП смогут получать бесплатное разрешение на легальную работу.
При этом ужесточили требования и к водителям, и к агрегаторам.
Водителей обязали:
- получать разрешение на работу в такси;
- проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
- ежедневно проверять техническое состояние автомобиля.
К управлению такси не допустят, если:
- на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
- водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения;
- у водителя неснятая или непогашенная судимость, либо его преследуют за совершенные деяния;
- водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т. д.
Службы заказа такси:
- несут солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
- полностью отвечают перед пассажиром, если его «надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика»;
- вместе с перевозчиком возмещает ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
В регионах запустили несколько информресурсов:
- реестр водителей: в нем есть сведения об электронном разрешении на перевозку;
- реестр такси: включает данные о транспортных средствах, их владельцах;
- реестр служб заказа такси: содержит адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Служба заказа такси должна проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадает перевозчику или водителю в том случае, если:
- информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
- сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.
После вступления в силу новых правил агрегаторы такси повысили стоимость поездок, но больше ничего не изменилось.
Авторы текста: Дарья Александрович, Кирилл Смоленцев