Где центр и каким он должен быть? Меморандум городского сообщества и РБК Екатеринбург

4 июля 2024, 15:15
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Мы поговорили с чиновниками, девелоперами, архитекторами, рестораторами, деятелями культуры и задали им те самые два вопроса. Результатом этого большого исследования стал меморандум. В нем мы учли все мнения и выдвинули в адрес мэрии конкретные предложения, касающиеся центра.

Очно-заочная дискуссия, организованная РБК Екатеринбург и информационным партнером 66.RU, длилась больше месяца и завершилась инфраструктурным форумом «Центр решений РБК». За это время мы опубликовали почти по 20 материалов на обеих площадках: интервью, авторские колонки, аналитику, трендовые тексты и текстовые паблик-токи. Прочитать их можно по этой ссылке.

Зачем это все?

Центр Екатеринбурга — это район с общегородскими функциями. От перемен в его экономике, инфраструктуре и архитектурном облике зависит развитие мегаполиса в целом. При этом границы центра в официальных документах не закреплены — это создает неопределенность, когда администрации города необходимо принимать стратегические решения, связанные с инфраструктурными проектами.

Мы считаем, что чтобы город развивался гармонично, руководству муниципалитета необходимо опираться на мнение городского сообщества. Поэтому мы собрали неравнодушных жителей — девелоперов, архитекторов, рестораторов, деятелей культуры, — пригласили чиновников и организовали большое обсуждение. И по его итогу составили меморандум, в котором учли мнения всех участников дискуссии.

Что мы предлагаем?

Границы центрального района Екатеринбурга задает Концепция территориального развития — основа Генерального плана на срок до 2045 года. Это улицы Московская — Челюскинцев — Восточная — Ткачей — Фурманова. Участники обсуждения согласились, что такой подход позволяет определить потребность территории в жилой, социальной и транспортной инфраструктуре. Поскольку центр города — район, наделенный общими для всего мегаполиса административными, культурными и образовательными функциями, его развитие — один из приоритетов городской власти. Принадлежность к центру предполагает особые требования к планировке улиц и архитектурному облику, включая высотность зданий, плотность застройки и сохранность объектов культурного наследия.

Участники встречи предложили согласовывать с муниципалитетом габариты зданий, цвета фасада и архитектурный стиль. Чтобы эта процедура была действующей, профильному департаменту администрации совместно с представителями городского сообщества, девелоперами и архитекторами необходимо создать перечень технических, архитектурных, инфраструктурных решений, неприемлемых для городской среды, и правила, запрещающие их использовать. Такой подход позволит отказывать в разрешении на строительство, если застройщик не исполнит требований муниципалитета.

В качестве примера на форуме приводили отделочные материалы, которые не рекомендуют применять в центре города: асбестоцементные листы, виниловый сайдинг, самоклеящаяся пленка, профилированный металлический лист, сотовый поликарбонат, баннерная ткань и окраска поверхностей, облицованных натуральным камнем. Поскольку в прежние годы эти покрытия широко использовали, нужен механизм, который позволит убрать их с городских улиц. Как вариант, внешний вид зданий можно изменить в ходе ремонтов и реконструкций, если включить соответствующие требования в разрешительную документацию.

На форуме прозвучали претензии к владельцам зданий в стиле советского модернизма (1955–1990), утративших первоначальный облик, поскольку — в отличие от объектов культурного наследия — у них нет охранных грамот. Речь идет о ККТ «Космос», цирке, Театре эстрады, Театре драмы и других объектах. В начале 2000-х Театру драмы вместо реставрации достроили новый фасад из стекла, пластика и металла, скрывший модернистские черты архитектуры. С тех пор граждане безуспешно требуют «расстеклить» здание. Такая возможность у города была в 2020 году, когда театр частично реконструировали, но остекление осталось на месте. Жители города хотели бы, чтобы весь советский модерн снова стал частью городского ландшафта.

Дополнительные сложности могут возникнуть в случаях, когда модернистские объекты находятся в частной собственности, как, например, бывший лабораторный корпус ОЦМ на Ленина. Возможно, городу придется вступать в переговоры с собственником.

По общему мнению, центру города не хватает связности — пешеходы и велосипедисты не всегда могут добраться из точки А в точку Б кратчайшим путем. В том числе из-за того, что дома и общественные пространства обнесены заборами. Жители Екатеринбурга хотели бы остановить фрагментацию городской территории. Участники форума предлагают запустить процесс «раззаборивания», тем более что городские правила благоустройства не допускают установки заборов, ограничивающих совместное использование дворовых территорий в микрорайонной застройке. Задача-минимум в том, чтобы эти требования выполнять. Граждане приветствуют намерение главы Екатеринбурга ликвидировать ненужные заборы, загромождающие улицы и мешающие их уборке. Все будут рады, если центр города станет прозрачным, открытым и доступным для пешеходов.

Нагрузку на центр Екатеринбурга можно снизить. Специалисты считают, что центральных районов в городе несколько. Главное условие застройки и развития этих территорий — близость к крупным магистралям, обеспечивающим транспортную доступность. По прогнозам, в ближайшие 10 лет такие районы примкнут к центру Екатеринбурга. Полицентричное устройство предполагает, что часть функций в существующих или строящихся жилых районах идентичны общегородским. Территории, обеспечившие жителей парками, объектами спортивной и культурной инфраструктуры, ресторанами и офисами, становятся новыми центрами притяжения.

Один из примеров — запланированное переселение органов государственной власти в микрорайон ВИЗ-Правобережный. С сегодняшним центром Екатеринбурга его соединит улица Татищева, которую продолжают строить.

Будущий правительственный квартал в микрорайоне ВИЗ-Правобережный

По прогнозам, высказанным на форуме, частью центрального района в перспективе могут стать земли, связанные с новой застройкой. В их числе:

Цыганский поселок на Юго-Западе, частично отданный под застройку

В интересах муниципалитета, чтобы таких проектов становилось больше, если застройщики будут соблюдать новые градостроительные регламенты.

Новые центры Екатеринбурга могут возникнуть на земельных участках в центральном районе или рядом с ним. Обычно это депрессивные территории с ветхим и аварийным жильем, которые город использует неэффективно. Чтобы вернуть их в оборот, нужно выполнить подготовительную работу: создать реестр заброшенных участков и непригодных для эксплуатации зданий и найти правовые основания для редевелопмента с учетом коммерческих интересов застройщиков. Тем самым город создаст предпосылки, чтобы в таких локациях появились новые архитектурные шедевры.

Важный момент при реализации проектов, касающихся жителей города, — обсуждение текущих задач с экспертным сообществом. Ориентиром могут стать Программные советы, которые действовали с начала 2000-х годов, когда муниципалитет разрабатывал стратегию Екатеринбурга. Это был орган, призванный вырабатывать решения под руководством главы города. За почти десятилетний срок Программные советы стали инструментом, позволяющим руководству города получать обратную связь и консультации специалистов. Помня об этом, участники форума посчитали, что наработанный опыт можно использовать и дальше. Главное условие в том, чтобы в советы входили исключительно эксперты и специалисты, компетентные в своих областях.

Полный текст меморандума читайте здесь.

Документ мы передадим мэру Алексею Орлову на следующем Совете неравнодушных.

Читайте также