Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не спонсор, не родитель, а друг. Как в России устроен институт наставничества для воспитанников детдомов

Не спонсор, не родитель, а друг. Как в России устроен институт наставничества для воспитанников детдомов
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В Госдуму внесли законопроект, который должен закрепить официальный статус наставников для детей из детдомов. В Свердловской области работают четыре организации, которые готовят таких волонтеров. Одна из них — «Наставники детям». Местным отделением этого проекта руководит бывший директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков. В новом выпуске подкаста «Дима, чо происходит?» Сергей рассказал, как и зачем обычные люди приходят в наставничество и могут ли они спасти детей от тюрьмы и наркотиков.

Послушать эпизод с Сергеем Федяковым можно на «Яндекс.Музыке»:

или на любой другой площадке:

Короткая выжимка нашего разговора — ниже.

Госдума узаконит наставничество

В Государственную думу внесли законопроект о наставничестве для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. По нему в России появится специальный реестр наставников.

Чтобы стать наставником, нужно будет оставить заявку на внесение в реестр. Комиссия по делам несовершеннолетних будет распределять таких волонтеров по подопечным. Раз в полгода наставники должны будут отчитываться перед комиссией о своей работе.

Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев отметил, что сейчас в России растет показатель повторной подростковой преступности. Всего на учете состоят 420 тыс. несовершеннолетних. Создатели законопроекта считают, что развитие программы наставничества сможет снизить подростковую преступность.

«В ряде регионов такая практика наставничества до сих пор действует, и она успешно себя зарекомендовала: подростки после работы с наставником и участия в социальных проектах снимаются с учета, возвращаются в нормальную жизнь. Мы предлагаем эту практику законодательно закрепить и масштабировать, создать институт наставничества в системе профилактики, цель которого — дать второй шанс тысячам ребят, нуждающихся в такой поддержке», — объяснил Артем Метелев.

Почему семейные взрослые люди становятся наставниками для детей из детдомов

Руководитель свердловского отделения «Наставники детям» Сергей Федяков рассказал, что в регионе порядка 1300 детей ждут возможности поучаствовать в проекте. Всего в Свердловской области на четыре организации, которые занимаются таким видом волонтерства, сейчас 100 пар наставник — ребенок.

Сергей Федяков отметил, что у желающих вступить в программу взрослых нет какой-то корыстной мотивации:

«Это ресурсные люди, у которых все есть. Если у человека чего-то нет, он не сможет дать это ребенку. Часто к нам в программу приходят собственники и руководители бизнесов. У многих по трое своих детей. Просто в какой-то момент у них вдруг возникает желание помочь ребенку в детском доме».

Программа «Наставники детям» работает уже 20 лет. Ее цель в том, чтобы у детей из детдома выстроились доверительные отношения с человеком, который может подать хороший пример. Как утверждает Федяков, несмотря на поддержку в детдомах, у подопечных таких учреждений не возникает дружбы с другими детьми и работниками.

«Система поддержки детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, несмотря на всю свою обширность, неэффективна. Есть закрытая статистика, которая показывает, что больше половины выпускников этих учреждений становятся алко- и наркозависимыми, попадают в диспансеры, в тюрьмы и заканчивают жизнь самоубийством», — рассказал руководитель программы.

Сергей отмечает, что дети выходят из детских домов несоциализированными, не понимают на практике принятых в обществе понятий и не умеют обращаться со своей собственностью. Поэтому, например, многие из них теряют жилье, которое им предоставляет государство.

Модель поведения ребенка сильно меняется, когда в его жизни появляется наставник-друг:

«Я не знаю, как это работает, но между наставниками и детьми образуется та самая дружба, которой не возникает у ребенка с другими людьми в детдоме. Наставнику запрещено быть спонсором, нянечкой или репетитором. Он должен быть именно другом, который на практике показывает, что хорошо, что плохо. За 20 лет работы нашей организации есть статистика, что дети, которые были в нашей программе, выходят из детдома с любовью к жизни, с целями и планами. Они видят успешный пример перед глазами и тоже хотят добиваться высот».

По мнению Сергея Федякова, закон о социальных наставниках поможет обратить внимание на трудную судьбу выпускников детдомов и заставит на высшем уровне решать эту проблему:

«Государственные проблемы должно решать государство. Мы надеемся, что благодаря официальному статусу наставничества сможем получить финансирование для психологов — это единственные люди на зарплате у нас в организации. Сейчас мы существуем преимущественно на пожертвования и частично — на гранты».

Как стать наставником для ребенка из детдома

Чтобы войти в программу, придется пройти длинный этап отбора, который может занять пару месяцев. Сначала желающий войти в программу должен заполнить анкету о себе, затем — собрать пакет справок и документов:

  • справка из ГУВД об отсутствии судимости,
  • справка от психиатра об отсутствии противопоказаний в работе с детьми,
  • справка от терапевта об отсутствии инфекционных заболеваний,
  • три рекомендательных письма.

После этого кандидата пригласят на интервью с представителями движения и психологом. Психолог во многом определяет дальнейшую судьбу желающего стать частью программы. Например, Сергей Федяков рассказал, что кандидата могут не принять в наставники, если он пытается разрешить свои детские травмы или получить своеобразную «индульгенцию» через помощь воспитанникам детдомов.

После того как все документы собраны и психолог дал добро, кандидат проходит двухдневный тренинг и становится наставником. Далее психологи подбирают пары ребенок — наставник, чтобы у них были общие интересы и взгляды на жизнь.

Пара существует официально в течение года. В это время наставник должен:

  • минимум раз в неделю встречаться со своим подопечным;
  • поддерживать связь по мере возможности со своим подопечным по телефону или другим доступным способом;
  • быть на связи с куратором-психологом, который поможет выстроить цели в наставнической паре и организовать общение так, чтобы оно было эффективным, приятным и безопасным для обеих сторон.

Психологи также помогают разрешать конфликтные ситуации. Если ребенку некомфортно с конкретным наставником, пару разрывают. Наставник же не может выступить с инициативой разорвать отношения с ребенком, в этом случае его исключат из программы.

Если вы хотите стать наставником, вы можете заполнить форму по ссылке. Там же вы найдете способы, как поддержать проект «Наставники детям».