Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Не заменить маму, а стать настоящим другом». Как люди становятся наставниками для подростков из детдомов

«Не заменить маму, а стать настоящим другом». Как люди становятся наставниками для подростков из детдомов
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Гештальт-психолог Татьяна Сидельникова полгода назад в рамках всероссийского проекта стала наставником для девушки-подростка из детского дома. В колонке 66.RU Татьяна рассказывает, что, несмотря на кажущийся масштаб ответственности, от вас не требуют стать родителем для ребенка. На самом деле подростку просто нужен человек, который будет рядом и станет другом. И при желании таким человеком может стать абсолютно любой.

На первый взгляд, наставничество для ребенка из детского дома выглядит как нечто очень пугающее и ответственное. У меня самой сначала были фантазии, что раз я буду наставником, то я должна сделать так, чтобы он обязательно получил высшее образование, закончил школу на одни пятерки и все в таком духе.

Но на деле это история совсем про другое. Наставничество, в первую очередь, значит быть другом для подростка — у большинства детей в детдомах есть родители, которых по тем или иным причинам лишили родительских прав. Наставник не выполняет для ребенка роли мамы или папы — он должен быть только другом, который искренне интересуется жизнью ребенка, поддерживает и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома.

«Я показываю ей жизнь, ее разнообразие и возможности»

В августе 2021 года я стала наставником для 15-летней девушки-подростка. Ее зовут Наташа. Нашу первую встречу я очень хорошо помню. Это происходило на территории детского дома — это обязательное условие: первую встречу никогда не организуют за его пределами. Мы встретились на аллее, присели на скамейку. В тот момент у меня было сильное чувство тревоги: а что сказать? а как сказать? а не надоела ли я со своими разговорами?

Первые минут десять было очень неловко. Все это время мой мозг усиленно пытался сообразить, где найти зацепку. И нас зацепил TikTok. Дело в том, что мне в силу профессии надо проявлять себя, и для этого я, в частности, создаю видео. И, как оказалось, Наташе тоже это очень близко — как только мы начали говорить об этом, она тут же открыла телефон и стала мне показывать, что она снимает. И вот в этот момент я выдохнула — поняла, что дальше нам есть на чем строить общение. Так на первой встрече мы провели вместе часа полтора. При этом обычно первые встречи длятся гораздо меньше.

Сейчас мы встречаемся раз в две-три недели, уже где и на сколько захотим. По идее, мы должны видеться раз в неделю. Но Наташа сейчас готовится к ОГЭ, а после него собирается идти в техникум, поэтому сейчас она много времени уделяет учебе. Да и у меня не всегда есть возможность каждую неделю качественно проводить с ней время. Поэтому мы с ней поговорили и решили, что лучше будем встречаться реже, зато качественно и более продуктивно.

Очень часто встречаемся у меня на работе, в пространстве коворкинга. Я ей показываю, как здесь работают люди, и она смотрит, как я работаю. Мы ходим в разные интересные места — например, недавно были в Ельцин Центре. Я показываю ей жизнь, ее разнообразие и возможности.

«Важно не стесняться звонить психологу проекта, когда что-то идет не так»

Может показаться, что раз я психолог, мне проще поддерживать контакт с подростком, но это не совсем так. У нас была ситуация, например, когда мы договаривались о встрече, а Наташа не приехала. Я начала сильно переживать и накручивать себя: думала, что со мной что-то не так, что я ее чем-то обидела и все в таком духе.

В такие моменты я не стесняюсь и звоню психологу проекта. И я это рекомендую делать всем наставникам. В той конкретной ситуации психолог меня выслушала и посоветовала просто созвониться с Наташей. Поговорить — это часто вообще лучший и самый работающий совет. Но иногда все мы об этом забываем. В итоге я позвонила Наташе, а она мне заспанным голосом рассказала, что после школы просто уснула. Вот и все.

Конечно, у всего этого есть грустный тяжелый момент — после встречи с наставником подросток возвращается в детский дом. Я могу представить, как другие наставники могут чувствовать себя, когда думают об этом. Но мне в этом плане проще — в октябре отец Наташи восстановился в правах и забрал ее и младшего брата из детдома.

Как стать наставником для подростка из детдома

Наставником для подростка из детдома может стать любой человек с 24 лет. Сейчас особенно не хватает наставников-парней/мужчин.

Если вы хотите стать наставником для подростка, ниже пошаговая инструкция:

  1. Заполнить анкету на сайте проекта. В ней нужно указать имя, фамилию, дату рождения и некоторые другие сведения. Никаких документов на этом этапе не понадобится.
  2. Пройти двухдневное обучение. В Екатеринбурге наставников обучает и затем знакомит с ребятами из детского дома благотворительная организация АНО социально-психологической поддержки «Мир меняют люди» (с ее директором, Оксаной Тренькиной, можно связаться по телефону +7 (953) 825-99-37). Обучение проходит бесплатно и ни к чему не обязывает: то есть вы можете пройти его и только после этого принять решение, надо ли вам это. Когда я пришла на обучение, я еще на 100% не была уверена, что буду наставником.
  3. Индивидуальная встреча с психологом, где будущий наставник может задать любые вопросы, а психолог попытается понять ваши возможности, ограничения, внутреннюю готовность стать наставником. Ну и просто постарается узнать, какой вы человек, что вам интересно, чтобы подобрать ребенка, с которым вам будет интересно и которому вы сможете помочь наилучшим образом.
  4. Собрать документы. Предпоследним шагом перед становлением наставником становится сбор документов. Нужна справка с «Госуслуг» о том, что у вас нет судимости, справка от психиатра и нарколога, паспорт, справка о прохождении флюорографии. При этом, например, справку о доходах предоставлять не надо — вообще финансовое положение у наставника может быть любым, — никто не обязывает вас водить ребенка каждую неделю в театр и ресторан, дарить ему подарки. Более того, строго установлено, что дарить подарки ребенку мы можем только два раза в год — на день рождения и на Новый год. Бюджет подарков тоже ограничен — не больше 1500 рублей. Это сделано специально, и об этом много говорят на обучении. Наставничество — это не спонсорство, это история про отношения.
  5. Формирование пары подросток — наставник. Этим занимаются сотрудники организации. После индивидуального собеседования у психолога формируется ваш портрет, и при этом он знает всех детей в детском доме. Исходя из этого, наставников и детей объединяют в пары. Я замечала, что многие наставники и их подопечные очень похожи внешне и внутренне. Мы с Наташей не исключение.

Когда вас объединили в пару с подростком, вы заключаете договор с АНО на год с возможностью пролонгации. Например, в проекте ходит история, когда подопечная выросла, вышла замуж и уже родила своих детей и при этом все это время продолжала общаться со своим старшим другом.

Вместе с тем, если вдруг в ходе наставничества вы поймете, что что-то идет не так — например, вы почувствовали, что не справляетесь психологически, — вы можете расторгнуть договор раньше срока. Тогда вы обращаетесь к психологу, который курирует программу, рассказываете ему о своем решении. После этого необходимо правильно завершить отношения с ребенком. Для вас организуют последнюю встречу с подростком и с психологом. На ней вы вспомните хорошие моменты, которые прожили вместе, и как вам было здорово. Наша жизнь очень разная, нам важно научить детей не только строить отношения, но и завершать их.