Традиция отмечать день, когда на торфянике (современный Кировград) старатели во время золотодобычи обнаружили деревянную скульптуру 5,3 метра в длину, зародилась 12 лет назад.
Это монументальная скульптура из расколотого ствола лиственницы, которую нашли в конце XIX века на втором Курьинском прииске (примерно в 80 км от Екатеринбурга) в торфе на глубине четырех метров. Изначально находка, на которой выделено восемь персонажей, составляла 5,3 метра в длину, после утраты нижней части сократилась до 3,4 метра.
В 2015 году ученые Германского археологического института, департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии и московского Института археологии Российской академии наук (РАН) определили возраст Шигирского идола — около 11 тыс. лет. Возраст артефакта эпохи мезолита существенно превышает возраст египетских пирамид. Он не имеет аналогов в мире.
Тогда их работа вызвала претензии со стороны замминистра культуры России. Он возмутился тем, что археологи распилили скульптуру, и подал заявление в полицию о повреждении идола. Следователи возбуждали по данному факту уголовное дело.
Ученые установили, что часть идола высекли при помощи каменного тесла. Это был первый этап работы. На втором — поверхность отшлифовали мелким, зернистым абразивом и стамесками (тремя, с разной шириной лезвия) вырубили орнамент. Лицо обрабатывали в последнюю очередь.
После того как идол был готов, его поставили на каменный постамент. В землю его не зарывали, так как, с одной стороны, отсутствуют следы гниения, с другой — очень хорошо сплюснута нижняя поверхность.
«Вероятно, он простоял какое-то время, но потом пошли длинные трещины с головы до ног. Идол попал в озеро, немножко там поплавал, после чего оказался погребенным в торфе. После того как его достали, началась еще одна генерация трещин. Ну и последнее, что было, — это его пропитка, транспортировка. Его еще раз поломали, опять пошли трещины, средние части были утрачены. В 1997 году его хорошо пропитали современными консервантами», — рассказывал ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Михаил Жилин.
На туловище Шигирского идола нанесен геометрический орнамент, на плоскостях вырезаны лица — три на лицевой стороне, и столько же — на обратной. Сверху — большая голова с двухсторонним лицом.
«Реконструкция мировоззренческих представлений — это всегда чрезвычайно сложный процесс, тем более что идол является единственным в своем роде. Поэтому применить метод аналогий и сопоставлений на сегодняшний момент мы не можем. Ответа на вопрос, какую картину мира отражает Шигирский идол, у нас нет», — уточняла заместитель директора Института истории и археологии УрО РАН Наталья Чаиркина.
В годы Советского Союза экспонат не представляли ни на одной выставке, а хранили в запасниках уральского краеведческого музея. Впервые его показали публике только в 2003 году в специально созданной витрине с постоянной температурой в 16 градусов. Тогда же была создана специальная подсветка для уникального артефакта.
В 2022 году Шигирский идол стал победителем национального конкурса «ТОП-1000 культурных и туристических брендов России» в категории «Образы». В октябре того же года медиаменеджер Евгений Потапов предложил сделать скульптуру брендом Екатеринбурга. В идею стали вкладываться общественники и местные власти. Было предложено сделать идол одним из символов города в честь 300-летия города в 2023 году.
Кроме того, дизайнер Маша Варламова представила коллекцию в стиле древней находки. Прототипы линейки модной современной городской одежды создала нейросеть Midjourney на основе снимков Большого Шигирского идола в исполнении фотографа Александра Осипова. Дизайнер переосмыслила и воплотила в реальности образы, созданные искусственным интеллектом.
Православные активисты выступили против брендирования идола на любом уровне. Наиболее продуктивной в критике идеи стала Оксана Иванова.
Фото: архив 66.RU |
---|
Она обращалась к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с предложением снять с повестки вопрос о связи 300-летия Екатеринбурга и Шигирского идола.
По этому поводу высказался и митрополит Екатеринбургский Евгений Кульберг. «300 лет жизни Екатеринбурга и то болото, в котором нашли этот артефакт? Я не очень понимаю. Люди, которые строили город и созидали его как архитектурную достопримечательность, а то, что достали из болота? Ну давайте еще что-нибудь достанем, сделаем. У меня этой связи нет, что общего между Шигиром и городом?» — рассуждал он во время прямого эфира на ОТВ.
К критике присоединился и депутат Госдумы Виталий Милонов. Он просил сотрудников прокуратуры проверить, законно ли делать Шигирского идола символом города.
После этого авторы концепции — медиаменеджер Евгений Потапов и экскурсовод Дмитрий Москвин отказались от слова «идол». Теперь он называется просто «Шигир из Екатеринбурга». «Это нужно для того, чтобы не раскалывать общество. Отношение к идолу неоднозначное», — объяснял заместитель главы города Сергей Плахотин.