Что произошло
С конца лета в регионах России начал пропадать бензин. В августе о нехватке топлива заявили Астраханская, Саратовская, Рязанская, Новосибирская, Волгоградская области, республики Крым и Калмыкия.
В августе проблему подтвердили в Самарской и Ростовской областях и в Хабаровском крае. В сентябре жители Красноярска рассказали, что как минимум на четырех станциях «Газпромнефти» нельзя заправить машину.
В начале октября о проблеме сообщили в Алтайском крае. Из-за нехватки топлива очереди на заправках начали скапливаться в Барнауле.
В том же месяце о перебоях на заправках «Лукойла» сообщили в Екатеринбурге, Перми и Челябинске.
Одновременно с этим в России продолжают расти цены на бензин. Стоимость топлива вдвое обогнала инфляцию. Подробнее об этом можно прочитать здесь:
Почему из регионов пропал бензин
Единого мнения по этому поводу нет. Руководитель свердловского управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Шалабодов рассказал, что дефицит марок АИ-92, АИ-95, АИ-100 и дизельного топлива в Свердловской области связан с тем, «как его продают на автозаправках и периодичностью поставок».
Представитель общественного совета в Уральском федеральном округе по развитию рынка такси Владимир Герасименко рассказал URA.RU, что возможной причиной нехватки топлива могли стать проблемы с логистикой.
В Краснодарском крае в резком спросе и недостаточном объеме топлива обвинили туристов. В компании «Лукойл-Югнефтепродукт» корреспонденту ngs.ru говорили следующее: слишком много поездов едут к морю, и из-за них срываются сроки поставки топлива. В Минэнерго заявили то же самое.
В Российских железных дорогах ТАСС уточнили, что планы погрузки заранее согласовывают с грузоотправителями. От роста объемов пассажирских перевозок «поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят».
Заместитель директора компаний «ГЭЙНФУЛ» Анастасия Бунина называла еще одну проблему — неразбериха на рынке.
«Вертикально интегрированные компании шибко не поднимали цены, но биржа значительно поднялась. Независимые станции не могут купить топливо нигде, кроме как на бирже», — рассказывала Анастасия Бунина порталу ngs.ru.
В Калмыкии официально объявили, что у них проблема связана с ремонтом нефтеперерабатывающего завода, и обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой не допустить роста цен.
Также в списке — серый экспорт. Зампредседателя правительства Александр Новак говорил, что в ближайшее время утвердят список компаний, которым разрешат вывоз нефтепродуктов из страны, а перекрытие нелегальных маршрутов увеличит предложение на внутреннем рынке.
Эксперты называют и еще одну причину — введение нефтяного эмбарго Евросоюза и потолок цен от стран «Большой семерки» 5 февраля 2023 года. Подробнее об этом можно прочитать здесь:
Именно с этого момента биржевые цены на нефть в России начали резко расти.
Следующий момент — объявление Минфина о пересмотре демпферного механизма в сторону снижения компенсаций в два раза.
«Демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысяч за тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — говорил на одном из совещаний министр финансов Антон Силуанов.
Это могло принести государству до 30 млрд рублей в месяц. Эксперты сразу заявили, что такие меры приведут к резкому росту сначала оптовых, а потом и розничных цен.
В конце июня поставки бензина на внутренний рынок упали на 6,5%. Ужесточение правил вывоза топлива не сработало, а экспорт, в том числе серый (продажа за рубеж купленного для внутреннего рынка топлива), продолжил расти.
Реакция правительства
21 сентября в России ограничили экспорт бензина и дизельного топлива. После этого АИ-92 и АИ-95 подешевели на 4% и 6%. Через пять дней оптовые цены на бензин и дизель вновь выросли. Стоимость топлива АИ-92 составила 56 595 рублей за тонну (рост на 2,06%). Бензин АИ-95 подорожал до 58 846 рублей за тонну (1,27%).
27 сентября Владимир Путин сказал, что правительство вовремя не среагировало на ситуацию.
«Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством должны другую делать работу. Впервые 21-го числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 рублей. До 21 было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — произнес он.
В тот же день замглавы правительства Александр Новак сообщил о планах повысить заградительные пошлины на нефтепродукты с 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за тонну для перекупщиков.
Члены правительства решили закрыть портовые приграничные базисы для вывоза бензина и дизельного топлива. Хранящиеся запасы из портов направят на внутренний рынок.
Представители Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину 250 долларов за тонну. Нефтяники, поставляющие бензин на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.
29 сентября в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что в России возбуждены первые дела по факту продажи топлива по завышенным ценам. В материалах фигурируют четыре фирмы — две из Ставропольского края и по одной из Белгородской и Ростовской областей.