Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Евросоюз ввел эмбарго на российские нефтепродукты. Что это значит и как отразится на экономике

5 февраля 2023, 18:12
На ЕС приходилось более 40% продаж российских нефтепродуктов.

Что произошло

Евросоюз совместно G7 и Австралией ввел с 5 февраля ограничения цен на перевозимые по морю российские нефтепродукты в размере 100 долларов и 45 долларов за баррель в зависимости от их категории. Лимиты будут действовать для западного бизнеса и подконтрольных Западу логистических компаний и территорий.

С 5 февраля начнется переходный период в 55 дней, до 1 апреля. Уровни цен будут пересматривать раз в два месяца. В странах Евросоюза с 5 февраля вступает в действие запрет на поставки российских нефтепродуктов морским путем, который был согласован в июне 2022 года. Поставки нефти по трубопроводам не ограничены.

В декабре прошлого года коалиция, в которую входят Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония и Евросоюз, ввела потолок цен на поставляемую по морю российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель для подчиненных им судов и территорий. Таким образом, они теперь запрещают своим логистическим компаниям и иностранным фирмам под угрозой санкций перевозить российскую нефть и нефтепродукты, если они поставляются по ценам выше потолка. Финансовым компаниям запрещено страхование таких перевозок.

Уровень цен будут пересматривать раз в два месяца, в середине марта планируют переоценить лимита цены на сырую нефть.

Ответ России

В ответ на европейское эмбарго российские власти заявили, что не будут поставлять нефть и нефтепродукты в те страны, которые присоединятся к ценовому потолку. В конце 2022 года президент Владимир Путин издал соответствующий указ. «Цель понятна наших геополитических оппонентов и противников — ограничить доходы российского бюджета, но мы не теряем ничего от этого потолка. Потерь для российского ТЭКа и для экономики бюджета нет — никаких потерь нет, потому что мы по этим ценам и продаем», — сказал он.

Вице-премьер Александр Новак допускал, что в начале 2023 года добыча нефти может сократиться примерно на 500–700 тыс. баррелей в сутки, или на 5–7%. В январе она снизилась лишь на 0,4%, с 10,9 млн баррелей до 10,86 млн баррелей в сутки, сообщал «Коммерсантъ». По прогнозу, заложенному в бюджет, добыча нефти в России в 2023 году упадет на 8,4%, до 490 млн тонн (9,8 млн баррелей в сутки). Эксперты консалтинговой компании Kept (бывшая КПМГ) прогнозируют, что падение может быть на 10–15%, до 455–485 млн тонн.

Как это скажется на бюджете РФ

Прогнозы по добыче нефти в целом соответствуют новому бюджетному правилу, которое заработало с 2023 года и при определении базовых нефтегазовых доходов исходит из добычи 9,5 млн баррелей в сутки, но оно предполагает равновесную цену Urals в 60 долларов. При достижении этих показателей доходы бюджета должны составить 8 трлн рублей, «все, что будет выше, — в «кубышку», — объяснял министр финансов Антон Силуанов. Но под влиянием потолка цен дисконт Urals к Brent стал увеличиваться, в итоге средняя цена российской эталонной марки, по данным Минфина, снизилась с 66,47 доллара за баррель в ноябре 2022 года до 50,47 доллара в декабре, а в январе 2023 года составила уже 49,48 доллара, сообщил РБК.

Как эмбарго отразится на экспорте нефти

По данным Argus Media, России уже удалось перенаправить значительную часть поставок нефти из Европы в Азию: в январе 2022 года, до начала военного конфликта на Украине, на поставки в ЕС приходилось 85% общего объема морских поставок нефти эталонной марки Urals (5,16 млн из 6 млн т), а в сентябре лишь 24% (1,78 млн из 7,4 млн т). Индия увеличила закупки Urals с нуля в начале года до более 40% к началу осени, а Турция — с менее чем 5 до 21%. По данным Bloomberg, к декабрю 2022 года доля Азии в закупках российской нефти почти удвоилась, превысив 80%.

Но в отличие от поставок сырой нефти России не удастся так быстро переориентировать поставки нефтепродуктов, подчеркнул старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. В 2022 году экспорт нефтепродуктов постепенно перестраивался. Так, по данным Comtrade, например, в ноябре 2022 года Индия увеличила их закупки в пять раз, до 983,5 тыс. тонн, Китай — в три раза (до 677 тыс. тонн), а Бразилия, которая ранее почти не покупала такие товары в России, приобрела 151,7 тыс. тонн. Но все равно это значительно меньше, чем поставлялось в Евросоюз (3,08 млн тонн в ноябре).

К тому же танкерного флота для перевозки нефтепродуктов разного вида на новые рынки может быть недостаточно, отметил Бахтин. Основой российского рынка экспорта нефтепродуктов являются мазут и дизель, и ключевая проблема — найти необходимое количество среднетоннажных и малотоннажных судов, приспособленных для экспорта именно нефтепродуктов, ведь нефтяные танкеры для этого не подойдут, согласился инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин. Он предположил, что сейчас такие суда покупаются в срочном порядке, но никто точно не знает, хватит ли их. «Если судов хватит, то второе препятствие — это поиск рынков, ведь нужно уговорить зарубежных покупателей приобретать у нас теперь нефтепродукты, а не сырую нефть, а ведь второй вариант для них всегда был выгоднее», — предупредил эксперт.

По оценкам «Синары», около половины объемов нефтепродуктов, которые российские компании поставляли в Евросоюз (0,6 млн из 1,2 млн баррелей в сутки), не найдет новых рынков сбыта из-за инфраструктурных ограничений. В итоге банк прогнозирует снижение экспорта нефтепродуктов из России на 20% в 2023 году.

Как это отразится на экономике западных стран

Большинство западных экспертов считают, что все три уровня цен установлены на отметках, близких к рыночным значениям. Расчет делается на то, чтобы «приучить» перевозчиков учитывать навязываемые Западом ограничения, а затем начать их планомерное снижение.

Независимый бельгийский эксперт Таниа Хатими заявила агентству ТАСС, что эта мера в долгосрочной перспективе может нанести тяжелый удар по самим странам Запада и их способности контролировать мировые рынки. «Потолки цен могут оказать определенное негативное действие на российский экспорт в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Все, конечно, будет зависеть от числа государств, которые их поддержат, и от способности России и ее партнеров развернуть независимую от Запада морскую логистику нефтеперевозок. Однако в стратегической перспективе этот шаг, вероятно, приведет к дроблению глобальных энергетических рынков и выходу значительных их сегментов из-под контроля Запада. Это лишь ускорит процесс разрушения контроля Запада над глобальными рынками», — сказала Хатими.

Аналитики считают, что эта мера может послужить толчком для структурной перестройки российской экономики, общего снижения сырьевого экспорта и переходу к использованию своих энергоресурсов как способа субсидирования внутренней экономики и бизнеса, что станет мощным эффектом развития в нынешнем мировом цикле дорогой энергии. Россия может создать и развить собственный комплекс морских перевозок нефти и самостоятельную финансовую инфраструктуру по их страхованию.