Три происшествия за две недели
15 июня Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «ИрАэро» совершил экстренную посадку в Иркутске. Во время взлета отказала система кондиционирования, пишет телеграм-канал Shot. В итоге самолету пришлось кружить в районе аэропорта, чтобы выработать топливо. Посадка прошла успешно, никто из 54 человек, находившихся на борту, не пострадал.
13 июня Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия», выполнявший рейс из Москвы в Актау, экстренно приземлился в Самаре. В самолете сработал датчик задымления в пожарном отсеке, пишет «Интерфакс». Проверкой занялась транспортная прокуратура.
1 июня Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» совершил аварийную посадку в Шереметьево, вызванную техническими проблемами в системе управления. Самолет летел из Ульяновска в Москву. Как писало РИА «Новости» со ссылкой на представителя экстренных служб, предварительная причина случившегося — частичная потеря управления самолетом.
Авиаинцидентов становится больше
Как пишет издание «Проект»* со ссылкой на внутренний документ авиакомпании «Россия» (крупнейший эксплуатант «Суперджетов» в стране), в 2022 году число авиаинцидентов (события, которые угрожали безопасности полета, но не привели к гибели людей или разрушению самолета) выросло с 68 в 2021 году до 85 в 2022 году. Основной рост обеспечили именно Sukhoi Superjet 100.
Как ранее объяснял в интервью 66.RU на тот момент генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев, вопросы были к техническому обслуживанию «Суперджета», а не к безопасности.
«Я вас уверяю, срабатывание датчиков случается и на Boeing, и на Airbus. Важно, как авиакомпания отрабатывает эти сообщения, каким образом ведется техническое обслуживание и поддержка», — отмечал Ключарев.
По его словам, негатив, который создается вокруг Superjet, — «это слухи, распускаемые некомпетентными людьми».
Единственная авиакатастрофа с участием «Суперджета» произошла в 2019 году. При жесткой посадке в Шереметьево самолет загорелся, погиб 41 человек. Однако, по версии правоохранительных органов, причиной случившегося стали ошибочные действия пилотов.
Безусловно, экстренные посадки совершают не только Sukhoi Superjet 100. Например, осенью 2022 года из-за проблем с шасси Airbus А320 «Уральских авиалиний» дважды приземлялся вынужденно. А затем у лайнера А320 того же перевозчика лопнули шины при посадке в аэропорту Иркутска.
Еще больше Sukhoi Superjet
В 2022 году из-за санкций Россия столкнулась с проблемами в обслуживании самолетов иностранного производства. А власти Европейского союза запретили продавать и сдавать в лизинг воздушные суда российским авиакомпаниям. К весне 2022 года более 80% авиапарка российских перевозчиков составляли импортные самолеты, в основном Airbus и Boeing.
Да и SSJ-100 пока сложно назвать «чисто российским», поскольку импортозамещение комплектующих проведено не по всем позициям, а воздушные суда с такими компонентами еще не сертифицированы. В июне 2023 года вице-премьер Денис Мантуров анонсировал, что первый полет импортозамещенной версии произойдет «в ближайшее время».
«Что касается получения сертификата типа с импортозамещенной компонентной базой и двигателем ПД-8 — это должно произойти до конца текущего года. И мы начнем уже коммерческие поставки нашим заказчикам, в первую очередь «Аэрофлоту», — отметил Мантуров.
Российские авиаперевозчики после разрыва отношений с Airbus и Boeing активно возвращают в строй «Суперджеты», от полетов на которых по разным причинам воздерживались ранее. Вместе с тем практически завершен процесс перевода зарегистрированных за рубежом российских самолетов в российскую юрисдикцию.
* В 2021 году Генпрокуратура признала издание нежелательной организацией. В 2023 году издание включено Минюстом в реестр иноагентов