Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Импортозамещение на крыле «Суперджета»: как изменился парк российских авиакомпаний с начала спецоперации

7 июля 2022, 17:50
Импортозамещение на крыле «Суперджета»: как изменился парк российских авиакомпаний с начала спецоперации
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Российские авиаперевозчики после разрыва отношений с Airbus и Boeing активно возвращают в строй «Суперджеты», от полетов на которых по разным причинам воздерживались ранее. Сертификаты летной годности (по сути, разрешения летать) с весны 2022 года получили более трех десятков SSJ-100. Одновременно авиакомпании постепенно сокращают использование воздушных судов западного производства. Вместе с тем практически завершен процесс перевода зарегистрированных за рубежом российских самолетов в российскую юрисдикцию.

Понять, как изменилась структура авиационного парка российских перевозчиков, можно, изучив данные Реестра сертификатов летной годности воздушных судов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

По сути, реестр — это список всех самолетов, которые допущены к эксплуатации в России. Всего он содержит записи о более чем четырех тысячах воздушных судов: от авиалайнеров, самолетов региональной авиации и вертолетов до легкомоторных самолетов, планеров и аэростатов. Если сузить выборку до авиалайнеров, используемых ведущими российскими перевозчиками, то таких машин будет более 800. Это самолеты производства Boeing, Airbus и корпорации «Иркут» — российский Sukhoi Superjet 100.

Получить представление о парке российских авиакомпаний на момент начала специальной военной операции на Украине можно, взглянув на февральскую версию реестра (документ был размещен как раз 24 февраля 2022 года). Последняя же опубликованная версия — от 25 июня 2022 года.

Данные реестра показывают, что после ввода российских войск на территорию Луганской и Донецкой народных республик и последовавших после этого санкций (в том числе и отказа западных производителей от сотрудничества с российскими авиакомпаниями) перевозчики начали, пусть и медленно, снижать долю иномарок в собственных парках. Минпромторг заявлял, что планирует импортозаместить западные авиалайнеры российскими самолетами SSJ-100, MC-21 и Ту-204 (214). Однако наладить действительно серийное производство последних двух типов в короткие сроки не представляется возможным, и их попросту нет, а вот «Суперджет» — есть.

Есть те «Суперджеты», что были давно произведены и поставлены перевозчикам, но от полетов на которых авиакомпании в свое время по тем или иным причинам воздерживались. И вот пришло время вернуть их в небо. За четыре месяца спецоперации SSJ-100 в реестре стало больше на 34 единицы. В феврале машин производства корпорации «Иркут» в реестре было 117, в июне — уже 151.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Самолетов же западных производителей в реестре Росавиации стало меньше. В общей сложности количество «Боингов» сократилось на 37 машин, «Эйрбасов» — на 32. Если оценивать доли авиапроизводителей в процентах, то «Суперджет» за четыре месяца нарастил свое присутствие в парках российских авиаперевозчиков с 14% до 19%.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Если процесс импортозамещения иномарок продвигается медленно, то еще одну задачу, связанную с западными санкциями, удалось решить почти полностью. В настоящее время практически завершен процесс перевода воздушных судов российских авиакомпаний в российскую юрисдикцию. В феврале за рубежом (большей частью на Бермудах и в Ирландии) было зарегистрировано 802 самолета, сейчас в реестре Росавиации таких осталось 107.

Ранее вице-премьер РФ Юрий Борисов обещал, что к 2030 году доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний вырастет до 81%. Заводам поставили соответствующую задачу по разработке и выпуску импортозамещенных самолетов.

Так, по словам Борисова, в 2023 году в России начнется серийное производство самолетов «Суперджет Нью». Они будут оснащены российским двигателем ПД-8, отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием и системами.

Также правительство намерено запустить в серийное производство самолеты МС-21 и Ту-214. К концу десятилетия ожидается, что модели будут представлены в количестве 70 единиц каждая. Так, согласно планам российского правительства, парк российских авиакомпаний должен будет к 2030 году состоять из 1395 единиц отечественного воздушного транспорта и 319 — импортного.