По словам директора департамента «Филологический факультет» УрФУ Анны Плотниковой, запрет коснется только иностранных слов, имеющих аналоги в русском языке. Жаргонизмы и разговорную речь нововведение не заденет.
«Закон регламентирует не использовать заимствования, у которых есть аналоги в русском языке. И это правильно, потому что злоупотребление иностранными словами, имеющими аналоги в русском, создает плохое впечатление о говорящем человеке или организации. Это загрязняет язык, и с такими стоит в определенной степени бороться», — считает филолог.
В пример она привела такие слова, как «анриал» (вместо «неральный»), «криповый» (вместо «страшный»), «краш» (вместо «понравившийся человек»), «таск» (вместо «задача»), «митап» (вместо «собрание»).
При этом такие слова, как «президент» или «сенатор», уже не уйдут из русского языка: «Слово «президент» заменить невозможно, у него нет синонимов. Можно сказать «глава государства», но это немного другой смысл. Так что с этими словами ничего не произойдет».
Кроме того, под запрет не попадут слова, заимствованные из других языков, но закрепленные в словарях. Например, слово «гуглить».
Также она допускает, что определенный потенциал есть у некоторых слов из молодежного жаргона: «Некоторые из таких слов, например «кринж», имеют, на мой взгляд, потенциал для функционирования. Хоть оно и пришло из жаргона, но не имеет прямого аналога в современном русском языке, так что может остаться в употреблении».
Постепенно уйдут из употребления, по ее мнению, слова «коронавирусной эпохи». Например, «антиваксер» и «коронодиссидент»:
«Словарь языка коронавирусной эпохи, это почти 400 страниц. Думаю, что большинство из них не останутся в языке, потому что уходит само явление».
Одобренные Владимиром Путиным ограничения затрагивают работников госорганов (речь и об официальной переписке, и об устной речи), почты, сферы судо- и делопроизводства (отрасль, обеспечивающая организацию работы с официальными документами), образования, а также СМИ, рекламу и «публичную демонстрацию художественной литературы».
«Но если мы говорим о рекламе, то никто не запрещает рекламировать вновь появившиеся товары, предметы, используя некоторые лингво-креативные технологии. Естественно, никто не вычеркивает из художественной литературы ни бранную лексику, ни иностранные слова», — объяснила Ворошилова.
При этом, по словам доцента кафедры теории и истории государства и права Уральского института управления РАНХиГС Инары Ягофаровой, большая часть изменений коснется сферы рекламы:
«Сейчас рекламой признается практически любое публичное сообщение. Новые поправки вкупе с изменениями в законе «О рекламе», это как ковровая бомбардировка — покрывает практически все сферы бизнеса, культурную сферу. Поэтому предпринимателям придется выкручиваться. Возьмем условный банк, который говорит, что у них «акция — кэшбэк 5%». Конечно, аналоги этому слову есть в русском языке: «возврат», «деньговозвращение». Но это звучит иначе. Смысл все-таки меняется».
Эталонные словари, справочники и грамматики должны появиться в стране к 1 января 2025 года. Как до этого времени будут наказывать нарушителей закона — пока не ясно — до сих пор не установлена мера ответственности и не определен контрольно-надзорный орган.
«В законе сказано, что государственный язык — это язык словарей. Те слова, которые не перечислены в этих словарях, использованию не подлежат. Но, в соответствии с тем же законом «О рекламе», в нем не установлен субъект ответственности. Получается, что использовать слова с нарушением лингвистических норм запрещено, но не наказуемо», — продолжила Ягофарова.
По словам эксперта, со временем «штрафы появятся в любом случае». Изменения к 2025 году должны внести в Кодекс об административных правонарушениях.
- Документ о поправках в закон «О государственном языке РФ» Владимир Путин подписал 28 февраля. В нем говорится о недопустимости использования на государственном уровне иностранных слов.