Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Обколются своими вейпами, а потом!..» Опасны ли подростковые субкультуры и откуда они берутся

28 февраля 2023, 15:31
«Обколются своими вейпами, а потом!..» Опасны ли подростковые субкультуры и откуда они берутся
Фото: Stable Diffusion, скрин 66.RU
Подростковые субкультуры были частью молодежной жизни на протяжении десятилетий, причем каждое поколение формировало свою собственную уникальную идентичность и стиль. От готов до панков, от любителей хип-хопа до эмо, эти субкультуры часто воспринимаются некоторыми членами общества как противоречивые или даже опасные. Но основаны ли эти представления на фактах или это просто стереотипы, которые закрепились со временем?

За что ругают субкультуры?

Нередко можно услышать, будто подростковые субкультуры — питательная среда для опасного поведения. Например, движение «готов» критики связывали с членовредительством и самоубийствами, а панк-культура нередко ассоциируется с употреблением наркотиков и бунтом против авторитетов. Хип-хоп культура, в свою очередь, подвергается критике за пропаганду насилия и женоненавистничества (мизогинии).

Однако есть и другие утверждения, согласно которым субкультуры для молодых людей — это просто способ самовыражения и исследования своей идентичности. Они могут быть реакцией на общественные нормы и давление, а могут давать чувство принадлежности, общности тем, кто чувствует себя одиноким, брошенным и непонятым. В этом смысле субкультуры можно рассматривать как форму сопротивления обществу деспотичному и ограничивающему.

Так, субкультура панков возникла в 1970-х годах как реакция на политические и экономические потрясения того времени, а также как неприятие основной рок-музыки и моды. Панки придерживались этики «сделай сам» (DIY) и антиправительственных, анархических взглядов, что выражалось через элементы нигилизма и бунтарства в панк-музыке и панк-моде.

Аналогичным образом субкультура готов возникла как реакция на постпанк-движение и культурные и экономические сдвиги того времени. Готы часто выражают себя через темную одежду, музыку и литературу, последователей этой субкультуры ассоциировали с темами смерти, романтики и меланхолии.

При этом надо помнить, что, конечно, далеко не все члены субкультур отличаются опасным поведением. Например, если кто-то считает себя готом, это не значит, что он автоматически склонен к членовредительству или суицидальным мыслям, правда? Точно так же не все поклонники панка употребляют наркотики или подвергаются насилию.

Опасны ли молодежные субкультуры?

В конечном итоге, являются подростковые субкультуры опасными или нет, зависит от того, как и кто их воспринимает и понимает. Стереотипизация и стигматизация этих групп может быть вредной и несправедливой, хотя не стоит отрицать, что некоторые представители субкультур и в самом деле могут вести себя рискованно. Тем не менее важно не демонизировать и не отвергать эти группы как изначально опасные. Прислушиваясь к молодым людям и ведя уважительный диалог, мы можем создать общество, которое будет более сердобольным и тактичным, принимающим различные идентичности и формы самовыражения.

Главное — вести открытые и честные разговоры с молодыми людьми о рисках и преимуществах различных субкультур, а также предоставлять им ресурсы и поддержку, необходимые для того, чтобы они могли сделать здоровый выбор.

Топ-3 субкультур последних десятилетий

«Убийца рока»: гранж, 90-е

Эта музыкальная субкультура зародилась в Тихоокеанском северо-западном регионе США в конце 1980-х годов и стала широко популярной в 1990-х годах. Движение «гранж» запомнилось альтернативной рок-музыкой, фланелевыми рубашками, рваными джинсами и ботинками.

Широко распространено мнение, что «гранж убил рок». Появление гранжа в начале 1990-х годов ознаменовало конец эпохи 80-х, когда в рок-музыке большую часть десятилетия доминировали хеви-метал и глэм-рок. Эстетика гранжа, основанная на принципах «сделай сам» (DYI), и его отказ от излишеств рок-музыки 1980-х годов представляли собой отход от пафосного, арена-рокового звучания, которое было до этого.

Однако есть и другая позиция: рок-музыка на самом деле никогда не умирала, а, скорее, развивалась и диверсифицировалась в годы, последовавшие за эпохой гранжа. После гранжа появились альтернативный рок, инди-рок и поп-панк — каждый со своими уникальными стилями и звучанием. Так что можно сказать, что гранж не убивал рок, а положив конец одной эпохи рок-музыки, он попутно проложил путь для нового поколения рок-музыкантов.

California love: хип-хоп, 1990-е — н. д.

Культура хип-хопа возникла в Бронксе еще в 1970-х годах, но стала поистине глобальным поп-культурным явлением только в 1990–00-х. За легализацию жанра как мейнстримного можно благодарить (а можно и нет) Ваниллу Айса — противоречивого «белого» рэпера, чей трек «Ice Ice Baby» стал первой хип-хоп песней, достигшей 1-й строчки в чарте Billboard Hot 100.

Хип-хоп — это целый комплекс культурных явлений, включая соответствующую музыку, танцы, моду. Из самых влиятельных деятелей хип-хопа можно вспомнить…

  • Тупака Шакура — рэпера и актера, одного из величайших и наиболее влиятельных хип-хоп исполнителей всех времен. Известен своими текстами социальной направленности, в которых Тупак умело сочетал увлекательное повествование и жесткую подачу материала.
  • The Notorious B.I. G, Бигги — рэпера из Бруклина, которого также называют одним из лучших рэперов всех времен. Известен своей плавной читкой (флоу), сложной игрой слов и ярким нарративом.
  • Nas — рэпера из Куинса, известного своими поэтическими и интроспективными текстами, а также способностью зорко подмечать светлые и темные стороны в жизни города.
  • Эминема — рэпера из Детройта, прославившегося безупречной техникой флоу, противоречивыми текстами и личной борьбой. Полуавтобиографический фильм «8 миля» принес ему «Оскара».
  • Кендрика Ламара — рэпера из Комптона, которого ценят за социальные подтексты, сложную игру слов и в целом креативный подход к повествованию. Критики не раз отмечали его способность поднимать в своем творчестве сложные вопросы — расовые, вопросы идентичности и социальной справедливости.

После «эмо»: субкультура Сцены (Scene Kids), 2000-е

Субкультура сцены возникла в середине 2000-х годов и запомнилась такими деталями подростковой моды, как ярко окрашенные волосы, сильный макияж и узкие джинсы. «Дети сцены» часто слушают электронную и инди-рок музыку и известны своим ярким чувством моды.