Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Водоканал потратил 1 млрд на оборудование для модернизации, и оно 12 лет гниет на улице. Что с ним будет?

21 ноября 2022, 18:00
Оборудование закупили для цеха сушки, чтобы сократить объем накопленного илового осадка, который относится к отходам IV и V классов опасности (малоопасные) и вредит окружающей среде. Предполагалось, что машины будут преобразовывать осадки в топливо для цементных заводов, что разгрузило бы поля и полигоны, куда их свозят. Но за прошедшие 12 лет они устарели, а их физический износ превысил 57%. Директор предприятия Евгений Лузгин рассматривал несколько вариантов, куда пристроить технику. Но даже с самым реалистичным из них есть проблемы.

В период 2009–2014 годов «Водоканал» закупал оборудование для цеха сушки иловых осадков, модернизация которого является одним из этапов реконструкции южных очистных сооружений. Общая стоимость тогда составила более одного млрд рублей. Строительно-монтажные работы начались в октябре 2018 года, но их приостановили из-за несоответствия закупленного оборудования размерам и весу.

В 2021 году на заседании думы Екатеринбурга директор предприятия Евгений Лузгин говорил, что провести нужные работы не позволяет устаревшая из-за изменений законодательства документация. Кроме того, руководство Водоканала выяснило, что изначально оборудование подходило для мукомольного завода, а не для очистных сооружений. Сейчас оно уже устарело и непригодно для использования, физический износ — более 57%.

Как уточнил корреспонденту 66.RU директор МУПа Евгений Лузгин, он пытался продать технику на запчасти Водоканалам Адлера и Новочебоксарска. Но там отказались от предложения. Причина — на предприятиях решили отойти от использования такого оборудования, потому что оно «плохо зарекомендовало себя при эксплуатации».

«Чтобы все это смонтировать и нормально запустить, надо еще порядка миллиарда рублей. Траты на дальнейшую эксплуатацию тут тоже очень большие. Поэтому роста тарифа для граждан тоже не удалось бы избежать. Тем более износ большой, поэтому я не хочу брать на себя такую ответственность. Надо было внедрять его еще 10 лет назад», — объяснил Евгений Лузгин.

Новое оборудование должно было сократить объем накопленного илового осадка. Сейчас отходы распределяют по иловым полям, где они засыхают в течение двух-трех лет, а после их утилизируют на полигонах. В частности, вывозят в Ревду.

От этого и должны были уйти благодаря закупленному оборудованию для цеха сушки иловых осадков. Технология, которую собирались применить в цехе, подразумевает обезвоживание ила с последующей «усушкой» до 20% влажности и «утруской» в 7–10 раз. Вместо 1400 тонн жидких отходов на входе на выходе получалось бы всего пять тонн осадка. На выходе получались бы топливные брикеты для цементных заводов и минеральная добавка к клинкеру (полуфабрикат для производства цемента), что разгрузило бы иловые поля.

«Но сейчас я не вижу дальнейшего варианта использования осадка. Мы рассматривали вариант сжигать его в печах цементных заводов. Но он тоже оказался нерабочим», — продолжил руководитель МУПа.

Недавно, говорит Евгений Лузгин, реанимировать устаревшие машины предложили в «Облводоканале». Сейчас этот вопрос обсуждают: «Но там тоже все не так просто. Сначала оборудование надо как-то передать области, а потом попасть в федеральную программу и получить средства на модернизацию от Москвы».

Цех сушки иловых осадков изначально планировали построить к 2020 году — это обещал бывший мэр Александр Высокинский. Строительство и запуск завода оценивались в 1,3 млрд рублей. Но в мае 2019 года «Водоканал» объявил о заморозке проекта. В марте 2020 года на комиссии думы по городскому хозяйству выступил директор предприятия. Лузгин сообщил, что сроки запуска цеха отодвинули еще на два года. Сегодня в разговоре с корреспондентом 66.RU он сказал, что в планах предприятия до 2025 года строительства цеха нет.

Проект цеха сушки иловых осадков — часть большой модернизации, которая требуется Южной аэрационной станции, чтобы сделать утилизацию отходов безвредной и экологичной. Ранее в интервью 66.RU Евгений Лузгин рассказывал, что весь процесс пройдет в 10 этапов, на это нужно около 16 млрд рублей.

Пока же с главной проблемой Южной аэрационной станции — вонью на Химмаше, от которой не могут избавиться много лет — будут пытаться бороться другими методами. В их числе импортные химические реагенты и высадка деревьев. Хвойные должны минимизировать запах.