4 ноября Владимир Путин подписал поправки к закону о мобилизации. В частности, ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дополнили статьей о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС) в период мобилизации.
По словам директора автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» Алексея Табалова, несмотря на поправки, альтернативная гражданская служба пока занимает все те же сроки — 21 месяц.
«Единственное отличие в том, что граждан, которые проходили АГС на базе социальных учреждений (в больницах, интернатах, например), можно переводить в организации Вооруженных сил на должности гражданского персонала. И не всегда эти должности безобидные, а являются самыми что ни на есть военными», — поясняет Табалов.
Перечень гражданских специальностей в Вооруженных силах регламентируется соответствующим Приказом министра обороны. Например, в него входят грузчик, кондитер, взрывник, егерь, водитель боевых и специальных машин, испытатель боеприпасов, испытатель-взрывник.
Но, как отмечает Алексей Табалов, в отличие от мобилизации правовое регулирование призыва очень детально. Поэтому такие переводы можно и нужно обжаловать.
— Надо составить жалобу, в которой вы опишете все ваши аргументы и доводы о том, что вашим убеждением противоречит не просто несение военной службы, а даже, условно говоря, прикосновение к технике и ее обслуживание. Соответственно, те работы, которые предлагают вам, не выполняют право, которое гарантировано Конституцией [речь идет о статье 59 Конституции РФ — прим. ред.]. И направить это в суд — вам придется в суде доказывать, почему те или иные работы продолжают противоречить вашим убеждениям.
В случае мобилизации, отмечает Табалов, специального закона об АГС нет. Поэтому мобилизованные попадают в «подвешенное состояние».
«Их невозможно мобилизовать и отправить на фронт, так как они заявили о своем праве на АГС. Но их невозможно на АГС отправить, так как нет закона, который бы установил эту процедуру. Поэтому их должны оставить в покое до момента, когда появится закон», — пояснил он.
Вообще директор «Школы призывника» подчеркивает, что при призыве на срочную военную службу (в отличие от мобилизации) гражданин может обжаловать решение призывной комиссии в вышестоящей призывной комиссии и в суде.
«Обжаловаемое решение будет автоматически приостановлено до вступления решения суда в законную силу. При мобилизации такого нет, а при призыве — есть. И это гарантия того, что вас не смогут отправить в войска, если вы обжаловали решение призывной комиссии. А обжаловать решение призывной комиссии можно по любому поводу», — говорит правозащитник.
Кроме того, по словам Табалова, так как призыв сократили на месяц, военкоматы будут в скоростном режиме стараться выполнить свои планы (которые не изменились).
«Достижение этих планов будет происходить ценой нарушения прав граждан, и мы это уже видим. Мы сегодня разбирали ситуацию, которая была в Москве: человек пришел принести справку о новом месте работы, а его сразу провели через медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и призвали в армию», — рассказал он.
Табалов считает, что если у молодого человека есть право на отсрочку, то можно приходить в военкомат. Если же оснований для отсрочки нет и гражданин подлежит призыву на военную службу, то «не нужно проявлять самостоятельность и бежать в военкомат по любому поводу».
Также Алексей Табалов напомнил том, что по законодательству неполучение повестки не является проступком, позволяющим признать гражданина уклонистом.
«Проступком является неявка по лично полученной повестке», — подчеркнул он.