Согласно данным системы ГАС «Правосудие» на 6 октября 2022 года, число административных дел, касающихся дискредитации армии, продолжает сокращаться. В сентябре суды вынесли 45 постановлений об административных наказаниях по статье 20.3.3. КоАП, почти все они пришлись на период до 21 сентября.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков и юристы проекта «Сетевые свободы» в разговоре с корреспондентом 66.RU рассказали, что снижение числа административных дел, как они считают, связано, во-первых, с тем, что власти, полностью занятые мобилизацией, стали обращать меньше внимания на защиту репутации вооруженных сил.
Второй момент связан с трудностями в доказывании позиции Минобороны, которую следствие пыталось применять в качестве критерия истинности утверждений о том, что специальную военную операцию нельзя назвать войной (в качестве обоснования этой позиции Генпрокуратура в июле утверждала, что мобилизация населения проводится только во время войны).
При этом официальный статус «специальной военной операции» с момента объявления мобилизации в стране не поменялся.
Глава адвокатской группы «Логард» Сергея Колосовский придерживается позиции своих коллег.
«Предполагаю, что это смещение фокуса государства временно, потому что проблем с доказыванием позиции Минобороны в судах раньше не возникало», — сказал в разговоре с 66.RU юрист.
Адвокат организации «ОВД-Инфо»* Роман Качанов, защищающий в Свердловской области в том числе протестующих, допустил, что тенденция, направленная на снижение числа административных дел, связана с тем, что «людей просто запугали», а также с тем, что многие россияне за семь месяцев действия нового законодательства успели к нему привыкнуть.
Снижение числа дел по статье о дискриминации армии проходит в условиях, когда с резкой критикой действий вооруженных сил России начали выступать ведущие федеральных каналов и военные корреспонденты, работающие в зоне СВО. Так, Владимир Соловьев, Маргарита Симоньян и даже глава Чечни Рамзан Кадыров негативно отзывались о работе военных комиссариатов.
Качанов не исключил, что это тоже могло повлиять на ситуацию.
«Мы видим только внешние проявления, но какая там идет возня под ковром — можно только догадываться. Я думаю, что какая-то возня идет, но насколько она серьезна и насколько она может вылиться в последствия — я не знаю. Но статьи о [дискредитации в кодексах] есть, их никто не отменил», — резюмировал Качанов.
По словам правозащитников, меньше стало и уголовных дел по статье о фейках про армию (статья 207.3 УК РФ). За семь месяцев действия статьи по ней возбудили около 80 уголовных дел. В сентябре дела не возбуждали. Лишь только агентство ТАСС упоминало, что полиция направила Следственному комитету России представление о возбуждении уголовного дела в отношении журналистки Ксении Собчак. Полиция считает, что в ее действиях есть признаки «распространения фейков о госвласти».
- 5 октября президент РФ Владимир Путин впервые раскритиковал Минобороны, заявив, что ведомство «своевременно не внесло изменения в нормативно-правовую базу по списку тех, кто не подпадает под мобилизацию». Глава комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Андрей Картаполов в эфире «Соловьев Live» сказал, что сводки Минобороны о ходе спецоперации не меняются на всем ее протяжении, и потребовал от Минобороны «перестать врать» о ходе СВО. Первым публично выпад в сторону министерства сделал глава Чечни Рамзан Кадыров, когда российские войска отступили из-под Лимана 1 октября.
* внесен Минюстом РФ в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента