— Лейла, Евгений Вадимович все-таки может вести приемы, завтра будет в Фонде? — пишу я помощнице экс-мэра Екатеринбурга вечером 25 августа после прошедшего суда.
— Адвокаты разбираются в формулировках. Понимание будет только утром, — приходит мне ответ.
И понимание действительно наступило утром — впервые больше месяца в Фонде будут проводить приемы без его руководителя. Но Лейла Гусейнова утверждает, что у нее есть вс нобходимые контакты и работа не остановится — людям продолжат помогать.
В 9:40 встречаю Лейлу Гусейнову у дома Евгения Ройзмана вместе с адвокатом Владиславом Идамжаповым. Ощущение, что они сидели и обсуждали вопросы, связанные с делом, всю ночь.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
— Поскольку у нас нет в законе четкого определения понятия «публичное место», то возникает опасение, что прием в Фонде могут засчитать за нахождение в публичном месте или за публичное мероприятие. Нарушать запрет Евгений Вадимович не намерен, — объясняет Идамжапов.
Захожу в небольшую комнату, где помощница Ройзмана уже принимает первого человека — это девушка Ирина, у которой во время пандемии от ковида умер муж, после его смерти остались долги, которые она не может погасить. Юристы посоветовали ей подавать на банкротство, с этим и поможет Фонд.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
— Принесите еще карточку посетителя заполнить, чтоб потом было легче историю поднять. Это Евгений Вадимович писал все фамилии на одном листочке — все запоминал. Я так не могу, — объясняет мне Лейла.
Первый человек уходит, и в перерыв начинается суета — надо понять, в каких соцсетях и через кого теперь объявлять сборы, чтобы это было эффективно. Обсудили, что сотрудники Фонда могут публиковать посты у себя в личных аккаунтах и просить репостить их друзей с большим количеством подписчиков. Позже, видимо, нашли еще одно решение проблемы — официальный канал Евгения Ройзмана в телеграме переименовали в «Канал сторонников Ройзмана».
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Евгению Ройзману можно выходить из квартиры, но нельзя посещать публичные места. |
— Давай сделаем мне аккаунт в твиттере <…> А он с VPN только работает или нет? Господи, боже мой, как все найти-то и успеть. Ааа, как это работает, не было надобности через твиттер что-то делать, — обращается Гусейнова в небольшой панике к одному из сотрудников благотворительной организации.
Вторая пришедшая сегодня на Красноармейскую, 62 — женщина с эзотерическим проектом центра помощи, где людям, по ее словам, помогут наладить в том числе «финансовые потоки».
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
— У меня вопрос. Вот приходит на прием женщина и плачет, что у нее ипотека, за которую нечем платить. Как вы поможете?
— Понимаете, у нас карма как работает. Финансовые вопросы тоже…
— Нет, стоп. Чтобы решить свою финансовую задачу, человеку нужно прийти и оплатить у вас прием. А у него нет денег на это, — объясняет общающаяся с ней сотрудница Фонда.
Дальше из объяснения автора проекта я поняла только отдельные слова: «глаз бога», «тело эмоций» и другие эзотерические термины. Понять из этого, чего именно она хочет от Фонда, — невозможно. Но, по всей видимости, помощи в реализации проекта, а именно — организации «выставки с передачей этих знаний».
— Ну, оставляйте проект. Ройзман отчалится — посмотрит. Может, почистится, — пошутил в конце общения еще один сотрудник организации.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Еще одна обратившаяся попросила помочь в оформлении прописки в Москве. У ее мужа онкология, а без столичной прописки в клинику Склифосовского его положить и прооперировать не могут.
В дверь заходит мужчина: «Ройзман придет?»
— Нет. Сегодня Лейла ведет прием, — отвечают ему.
— Ладно. Тогда я пошел.
Следом заходит пожилая женщина, уверенная в том, что экс-мэра отпустили и поэтому он вот-вот должен прийти сюда. У входа к двери я говорю ей, что Ройзмана сегодня не будет. Разочарованная она уходит.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Некоторые уходят, узнав, что Ройзмана на приеме не будет. |
Около 13:00 в кабинет забегает еще одна сотрудница Фонда.
— Лейла, а ему звонить можно?
— Нет.
— А писать?
— Нет.
— У него один номер, по которому он может общаться только с адвокатом.
— Идти к нему, что ли, сейчас? Вопрос важный.
— Да, только вот его дома может не быть. Ему разрешено ходить гулять.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Сегодня в Фонд принесли кошку. Ее отбили от хулиганов и попросили пристроить в хорошие руки. |
Сама Лейла тоже решает дойти до квартиры Евгения Ройзмана, чтобы решить вопросы по работе Фонда.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Через некоторое время она возвращается обратно, уверяя, что у Ройзмана хорошее, радостное настроение. «Улыбается. Говорит, что только так пока и не может понять, что могут засчитать за публичное место. Ест все с аппетитом, я аж переживаю — на традиционную пробежку завтра же не пойдет, а ест все», — смеется она.
Позже в кабинет заходит пенсионерка с вопросом, что из еды можно передать Евгению Ройзману. Также на днях она хочет передать ему записку. Этого суд не запрещал.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
В итоге за полдня именно на прием пришли всего несколько человек. Обычно за целый день проходит 50.
«В прошлый раз, когда Ройзмана на сутки задерживали, тоже на прием не особо приходили. А еще он же традиционный анонс не размещал. Сейчас еще посмотрите, какая погода — последние теплые выходные», — объясняет мне Лейла.
- В четверг, 25 августа, Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга избрал в отношении Евгения Ройзмана меру пресечения в виде запрета определенных действий по делу о дискредитации ВС РФ. Часть 1 статьи 280.3 УК РФ предусматривает до трех лет лишения свободы.
- Как минимум до 29 сентября, пока будет идти следствие, Евгению Ройзману нельзя пользоваться средствами связи, интернетом, почтой, посещать публичные мероприятия и общаться со свидетелями по уголовному делу. Следователь же просила суд, помимо перечисленных ограничений, наложить на Ройзмана требование не покидать пределы жилплощади с 00:00 до 23:59. Телеведущий Владимир Соловьев уже назвал эту меру «очень мягкой».
- Утром 24 августа в квартиру Евгения Ройзмана пришли силовики. Дома у политика, а также в музее «Невьянская икона» и в Фонде Ройзмана прошли обыски, по итогам которых у бывшего мэра ничего криминального не нашли. В квартире обнаружили визитки иностранных дипломатов и общественников, из дома изъяли моноблок, флешки, телефон и документы, из Фонда Ройзмана — также некоторые документы.
Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом