«Мои косоворотки где только уже не были, а я все тут»
Ирина Гусельникова родилась и большую часть жизни прожила в Екатеринбурге. Свое первое платье она сшила из маминого отреза ткани 40 лет назад, когда была 15-летним подростком.
«Мама купила отрез тонкого трикотажа себе, но для ее идей этого было мало. А я увидела ткань и загорелась идеей. Она достаточно сложная в обработке в домашних условиях, но у мамы была шикарная польская электрическая швейная машинка. Утром она ушла на работу, а когда пришла, то я уже щеголяла в новом платье», — вспоминает она.
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
В 2008 году мастерица вместе с мужем взяла на воспитание его внуков и уехала в село Чусовое (Шалинский район). «Ну, так ситуация сложилась. А деревня на самом деле интересная, хоть и край географии», — коротко объясняет она.
Там у нее и появилась собственная первая мастерская, под которую выделили комнату в здании местного дома культуры.
«Ребятки у нас там стали часто пропадать. И я как-то прихожу, а там новый директор Оля Симакова. Она как раз собирала мастеров, чтобы предлагать продукцию уже на выставках, ярмарках, то есть каким-то образом продвигать местных умельцев. Я и согласилась. Вот так и нашлось мне место в ДК. Поначалу я там обучала детей рукоделию», — рассказывает Ирина Гусельникова.
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
Постепенно мастеру доверили пошив сценических костюмов для коллективов дома культуры.
Ирина Гусельникова, мастер:
— И вы знаете, когда я первый раз увидела, как женщина преображается в такой одежде, то испытала моральный и эстетический шок в хорошем смысле этого слова. И тогда я сказала: «Также хочу!» и решила, что найду свой подход, как можно сделать интересной традиционную русскую одежду. Понятно, что есть какая-то деловая, спортивная одежда, одежда для пожарных. А вот одежда для души, она какая должна быть? Так у нас с Олей родился бренд «Старошайтанский кутюрье».
С 2016 года «Старошайтанскому кутюрье» стали поступать единичные заказы. Первым вип-клиентом стал известный баянист, певец и композитор Валерий Семин.
«Когда он гастролировал у нас, то посмотрел на мою рубашку и сказал: «Я хочу такую же, мне надо выступать в Кремле. Потом он заказал еще рубашку своему балалаечнику. Они в них вместе в Канаду ездили. Мои рубашки где только уже не были, а я все тут», — смеется Ирина Гусельникова.
В декабре 2017 года в доме культуры произошел пожар: «Я была в шоке — сгорел весь мой интеллектуальный и культурный багаж: ткани, книги, журналы, рисунки, вышивки, сгорел заказ в Америку. И вот после этого как-то у нас все подутихло. Да и потом внуки подросли, старшая поехала учиться в Екатеринбург, а поскольку у меня прописка здесь осталась, я тоже поехала сюда».
В этом здании у Ирины Гусельниковой была ее первая мастерская. |
С этого момента Ирина Гусельникова начала работать простым закройщиком в магазине тканей. В 2019 году удалось выиграть президентский грант на создание костюмов для коллектива «Чусовские посиделки». Для заявки на грант проект назвали не «Старошайтанский кутюрье», а «Баской крой». В нем, кроме Ирины Гусельниковой и Ольги Симаковой, также поучаствовал директор издательского дома «Кремлевский стан» Дмитрий Сивков.
Трудности начались с приходом пандемии. Заказывать необходимые ткани для работы в режиме онлайн было проблематично: «Все же закупалось через сайты чисто по фотографиям. Бывало, что ткань оказывалась не та».
Закончив с костюмами для «Чусовских посиделок» Ирина Гусельникова решила сделать паузу в работе и почти перестала шить. Перерыв продлился два года.
«После поста губернатора никакого маркетинга не надо»
В январе этого года на пресс-конференции главе региона Евгению Куйвашеву подарили косоворотку из Шалинского района. Ее как раз и сшила Ирина Гусельникова, так она решила отблагодарить губернатора за государственную поддержку пошива костюмов «Чусовских посиделок»:
«У меня к тому времени уже был опыт пошива мужских рубашек. Но, конечно, была повышенная ответственность, все-таки государственное лицо и хотелось не ударить мастерством в грязь. Сшила за полтора дня», — рассказывает Гусельникова.
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
После этого спрос на косоворотки мастерицы начал резко расти.
Ирина Гусельникова, портная:
— Заявки в группу пошли. Пишут: «Хочу косоворотку, как у губернатора». Группу мы создали весной. Там изначально было три человека. А после поста Евгения Владимировича, смотрю, у нас 100 человек за день, потом еще 100 человек. Никакого маркетинга не надо, вообще супер же.
Так перерыв в работе, взятый Ириной Гусельниковой после пошива костюмов для «Чусовских посиделок», закончился. Месяц назад она арендовала небольшое помещение в ТЦ «БУМ» и решила возродить бренд «Старошайтанский кутюрье».
За июль она изготовила четыре косоворотки. Но все зависит от количества заказов, в теории за этот срок, по ее словам, можно успеть изготовить 25 таких рубашек.
— А сколько стоит одна косоворотка? — интересуюсь я.
— 4,5 тысячи. Но все зависит от ткани, может быть и 5–7–10, — отвечает мастер.
— То есть можно заработать 30–40 тысяч, получается.
— Можно и больше, если это сделать приоритетным и своим основным заработком.
«Главное, не уйти в а-ля «Варьете»
Сейчас Ирина Гусельникова занимается ремонтом одежды и думает расширить свою коллекцию, начав выпускать нижнее женское белье в традиционном русском стиле. Тонкости его пошива она изучала два года.
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
«Идея уже готовится [к реализации]. Запуск ориентировочно осень — начало зимы. Я понимаю, сейчас в нижнем белье эти лямочки-полосочки — пусть оно будет. Но это не на любую фигуру. Поэтому родилась идея создать коллекцию нижнего женского белья и соединить традиционный крой с современным стилем. Есть материалы, которые позволяют интересно обыграть такие изделия. Важно будет соблюсти грань между пошлостью и целомудрием. Не уйти в а-ля «варьете», — поясняет она.
Сейчас два бренда «Баской крой» (его запатентовал Дмитрий Сивков) и «Старошайтанский кутюрье» развиваются отдельно, но все равно взаимодействуют — для «Старошайтанского кутюрье» сейчас шьет одна из участниц проекта «Баской крой».
«Да и пусть будут конкуренты, всех денег не заработать. Я просто рада, что это все расширяется. Конкуренция, она же бодрит, придает адреналин, не дает спать. Ты все время развиваешься, придумываешь что-то новое», — считает мастер.
Если заказов станет еще больше, то можно будет подумать и об открытии мини-ателье, говорит Ирина Гусельникова.
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
![]() Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|