Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Битва смартфона с кружкой. Как я избавлялся от бардака на работе (и в жизни) по японской методике «5С»

Битва смартфона с кружкой. Как я избавлялся от бардака на работе (и в жизни) по японской методике «5С»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
«Только дурак нуждается в порядке. Гений господствует над хаосом», — сказал Эйнштейн. Я не причисляю себя к гениям, а потому решил, что немного порядка мне не повредит. Хотелось как-то избавиться от захламленности рабочего процесса, и я решил смоделировать ситуацию, в которой я — гигантский завод, внедряющий принципы бережливого производства.

Однажды я стал замечать, что в очереди моих задач скапливается так много разных дел, что не знаешь, с какого начать. Они все казались какими-то одновременно срочными. Я стал уделять больше времени и внимания планированию — очередь стала двигаться быстрее, но все равно осталась. Поиграл в делегирование — это еще немного исправило ситуацию, но ощущение хаоса не пропало окончательно.

Я подумал, что хаос в голове поутихнет, если я избавлюсь от него вокруг себя. Взял за основу систему рационализации рабочего места «5С» (один из инструментов бережливого производства) и решил испытать ее на себе. Эксперименты над собой — одна из фишек редакции 66.RU, мы занимаемся ими постоянно. Последнее, что делали наши журналисты в этом направлении, — давились крепкими напитками, чтобы угадать импортозамещение на вкус, доверяли свою жизнь роботам в надежде приблизить кибербудущее и пытались выжить без ноутбука и телефона, просто чтобы понять, похоже ли это на отпуск (похоже). Все наши бесчеловечные эксперименты на себе собраны тут.

Задача системы «5С» — организовать рабочее пространство так, чтобы все всегда было под рукой. Эту публикацию мы подготовили вместе с «Форум-групп», застройщиком жилого комплекса «Ольховский парк».
Вот уж где все под рукой!

«5С» придумали в послевоенной Японии и впервые внедрили на заводе Toyota. С тех пор она стала невероятно популярна на промышленных предприятиях, а в России внедряется на заводах как один из инструментов бережливого производства. Существует целый нацпроект по внедрению таких инструментов.

Система называется по количеству шагов, которые нужно предпринять, чтобы оптимизировать рабочий процесс. Все просто:

  • сортировка (разделение вещей на нужные и ненужные);
  • соблюдение порядка (упорядоченное хранение этих вещей);
  • содержание в чистоте (ну, тут понятно);
  • стандартизация (установление правил для своего рабочего места);
  • совершенствование (воспитание привычки следовать этим правилам).

Вообще речь идет о рабочих местах мастеров на разных участках производства. Но, в конце концов, у меня тоже производство, пусть мое рабочее место и находится дома и представляет собой только стол с ноутбуком. Руки чешутся что-нибудь внедрить, чтобы упростить себе жизнь! Так что я дал себе пять дней на внедрение (по одному на каждую «С») и с понедельника начал.

1. Нужное и Ненужное

Первая «С» — сортировать все необходимые для работы материалы на три категории: «нужные всегда», «нужные иногда» и «ненужные». По сути, для работы я использую только ноутбук. И телефон. Думал я. А, и интернет. А, еще сеть 220В, а не просто сел абы где и работаешь… О, «сел»! — нужен стул. И стол.

В первый же день пришлось взять отгул, чтобы поэкспериментировать: что же на самом деле мне надо для работы? Еще вчера все было очень просто: есть редакционное задание — добываешь информацию, проверяешь ее, облекаешь в читаемую форму, сдаешь редактору. Если никуда для этого не надо ехать (а в 21-м веке это чаще всего так), можно и со стула не вставать, не правда ли?

Но эксперимент был беспощаден. Например, выяснилось, что во время важного телефонного разговора я хожу из угла в угол. Клянусь, я этого не знал. Но система «5С» заставляет учитывать и такие нюансы: раз это часть рабочего процесса, значит, рабочее место должно предусматривать возможность ходить. Ну то есть откидной столик с розеткой в комнате Гарри Поттера — не мой вариант. Как и валяющиеся на полу провода.

Неожиданно в категорию «нужных» попала кружка. «Нужных иногда» вещей на столе не оказалось, так что весь хлам (теперь я гордо называю его так!) был сметен в тумбочки, ящики и прочие места длительного хранения.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

2. Битва с магией

Вторничная «С» — соблюдение порядка. У каждой нужной вещи (со списком я определился накануне) должно быть свое место, чтобы она всегда была под рукой. Это место должно быть таким, чтобы вещь можно было легко взять, а потом легко вернуть.

Я разложил вокруг ноутбука свое нехитрое нужное: наушники, телефон и поставил кружку. Место для кружки отметил пробковой подставкой под пиво. Для телефона приготовил подставку из IKEA. Хранилкой для наушников стал икеевский же деревянный человечек.

Чтобы все было очевидно, в инструкции по внедрению «5С» сказано: «Все, что берется левой рукой, — налево. Все, что берется правой рукой, — направо».

Получилось не очень удобно — слишком сильное заклятие было наложено на привычку бросать телефон где попало после каждого разговора. Труба постоянно оказывалась не с той стороны, которая была ей предначертана. Вслед за ней я перемещал на новое место икеевскую подставку. То же самое происходило с кружкой, ведь держать ее, как оказалось, одинаково удобно обеими руками. Если бы в том немецком ресторане знали, как мечется по моему столу пробковая подставка, мне бы наверняка не дали утащить ее как сувенир.

Вроде бы все было под рукой, но эти переменные сбивали с толку. К тому же не покидало ощущение, что, разложив по столу наушники и телефон, я приложил слишком мало усилий, чтобы навести порядок в жизни. И опухоль моей порядочности метастазировала сперва на сетевой фильтр (я фломастером подписал слоты для каждого устройства), а затем добралась до рабочего стола на ноутбуке. Для него я скачал фон-органайзер и рассовал ярлыки по разноцветным секторам. Взял себя в руки и разобрал папку «Разобрать!». Узнал много нового (оно, конечно, оказалось хорошо забытым старым). Например, вот ведь она, та книга, что надо было подарить старшей на 11-летие (ей 13). А вот куда семьей хотели съездить на новогодние, успели бы.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

3. Я и мой друг Пыль

Третья «С» — «Содержать в чистоте». Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте — гласит правило. Оригинальная инструкция по внедрению (напомню, «5С» внедряют на заводах) предписывает такой порядок действий:

  1. Разбить производственную линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест и мест расположения оборудования.
  2. Определить группу сотрудников, за которой будет закреплена зона для уборки.
  3. Определить время проведения уборки: утром, в обед и по окончании работы.

На моем микропредприятии адаптация этих правил выглядит так:

  1. Стол видишь?
  2. Намочить тряпку.
  3. Никто, кроме нас!

Так что утро третьего дня я начал с необременительной влажной уборки, превратившейся через полчаса в обременительную генеральную. На творческом подъеме я уже к обеду перемыл гору посуды и закончил два цикла стирки — интенсивную и бережную.

Работа не двигалась. До нее руки дошли только вечером, когда жилище (включая рабочее место) блестело чистотой, а меня тошнило от одного взгляда на квартиру (от усталости). Я взял ноут под мышку и отправился во двор. И даже оглушительный вечерний детский гвалт не помешал мне спокойно поработать.

Возможно, он оглушал ровно настолько, чтобы я его не слышал.

Но гораздо более оглушительным в тот день было мое фиаско с «поддерживающей уборкой».

Фото: Антон Буценко, 66.RU

4. Суверенитет смартфона

Утро четверга — новая «С»: «Стандартизация». Я должен разработать и внедрить правила пользования системой, которую создал. Если этого не сделать, кружка и телефон так и будут бесить меня, меняясь местами.

Загвоздка в том, что правой рукой удобно разблокировать экран и проверять сообщения, не поднимая телефон. А левой рукой удобнее отвечать на звонки. Но как отвечать на звонки левой, если она держит кружку? Поставить ее с той же стороны, где лежит телефон, — это не по правилам!

Весь рабочий день я опытным путем, как четырехрукий Шива, пытался понять, как же мне удобнее. Но в итоге решил пойти от обратного. Я официально признал самостоятельность кружки и телефона и законодательно, с помощью суперклея, закрепил места для них на столе. Ни из какой точки мира мне не поступит звонок, который заставит меня переложить телефон. А кружку я теперь всегда держу левой.

Следом стандартизации подвергся (опять) ноутбук, а точнее, его рабочий стол. Понял, что разноцветный фон-органайзер может служить лишь для краткосрочного хранения файлов. К тому моменту он был уже наполовину завален самыми разными ярлыками. Поковырявшись среди них без особой охоты, я создал папку «Разобрать!» и свалил все туда.

Вечером, сняв белье с сушилки и разложив его в соответствии со стандартами, я подумал, что такой же принцип можно применить и в холодильнике. Ведь набор продуктов почти не меняется от недели к неделе — чего ж ходить за ними каждый вечер? Я надиктовал жене недельный список и спустился с ним вниз в магазин.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

5. Привыкание

Пятая «С» — «Совершенствование» — это выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с правилами, которые я сам разработал (вчера). Я должен следовать им неукоснительно. Конечно, привычку невозможно выработать за одну только пятницу, тем более, когда она накануне субботы. Но я постарался последить за тем, нравится ли мне моя собственная система. На больших предприятиях еще собирают обратную связь с сотрудников, чтобы получать и внедрять новые улучшения, которые они предлагают. Я не стал отставать и тоже постарался сделать выводы.

И вот какие:

  1. Протирать стол тряпкой утром и вечером — прикольно, но не более. Остановимся на графике один раз в день.
  2. Этот попугайский фон на ноуте режет глаз. Особенно бесит, что на нем желтым бельмом горит папка «Разобрать!». Я не сворачиваю окна открытых программ, чтобы не видеть этого безобразия. Так легче.
  3. Чувство, что все всегда под рукой, — бесценно! Но осторожно, оно вызывает привыкание.
  4. Внедрил среди себя рацпредложение по наведению порядка в чатах «Телеграма». Полезные функции — «Архив чатов», «Закрепление чатов». Причем архив можно использовать как карантин — если не открываешь его месяц, от всех каналов можно смело отписываться.
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Жизнь в «Ольховском парке» тоже вызывает привыкание – настолько здесь все гармонично и самодостаточно. Жилой комплекс образует целый замкнутый квартал, в котором двор свободен от автомобилей, а вокруг есть все, что нужно для жизни. Даже пруд с уточками.

Все необходимые заведения расположились на первых этажах комплекса. Отправиться за покупками в супермаркет, посетить салон красоты, провести вечер в уютном ресторане – все это можно сделать здесь, только спустись из квартиры. А в мобильном приложении, созданном застройщиком для жителей «Ольховского парка», можно даже не выходя из дома сделать заказ в прачечной, химчистке или ремонте обуви.

В середине августа «Форум-групп» объявит старт продаж самого высокого дома в новой очереди «Ольховского парка». Не пропустите!

Фото: Антон Буценко, 66.RU