В начале 2022 года родители детей-инвалидов, проживающих в Свердловской области, увидели на сайте минсоцполитики новость о разработке трехуровневого стандарта в системе социальных услуг. Они обратились к юристам фонда помощи детям с аутизмом «Я особенный», и те нашли проект приказа о внесении изменений в стандарты социальных услуг. Проект урезает 24 вида социальных услуг.
«Это значит, что многие виды услуг, которые сегодня оказываются по мере необходимости, будут предоставляться от двух до семи раз в год. Изменения коснутся всех людей с инвалидностью и ОВЗ, живущих в Свердловской области: детей и пенсионеров, ликвидаторов ЧС, пострадавших во время стихийных действий и ветеранов», — сообщили 66.RU в пресс-службе фонда.
В апреле президент фонда «Я особенный» Александрина Хаитова написала открытое письмо губернатору Евгению Куйвашеву, после чего в свердловском Заксобрании состоялась встреча благотворителей с председателем комитета по соцполитике Вячеславом Погудиным. Позже представителей «Я особенный» пригласили на круглый стол с участием министра социальной политики области Андрея Злоказова. «Придя на круглый стол, представители НКО и родители увидели, что проблематика изменилась, темой встречи стала «Организация реабилитации детей с РАС», а чиновники во главе с министром социальной политики области Андреем Злоказовым вместо обсуждения реальных проблем пытались представить новый «полезный» проект», — сообщили в фонде.
По словам представителей фонда, «министр и чиновники перебивали выступающих и не хотели слышать родителей». «Так, Андрей Злоказов несколько раз уклонялся от ответа на вопрос от мамы особенного ребенка Марины Степановой о том, сократится ли количество услуг после принятия приказа. Он размыто заметил, что «в старом стандарте действительно есть часть положений, которые рамок не имели», но про новый стандарт четких разъяснений не дал», — сообщили в фонде.
Чиновники, частности, заявили, что представители министерства и поставщики работают «в условиях сжатых ресурсов». На что Александрина Хаитова им возразила. Она видит четыре варианта развития событий:
- чиновники пересчитывают тарифы для независимых поставщиков, услуги в частных центрах начинают стоить столько же, сколько услуги в государственных;
- государственные организации, которые сейчас рассуждают о стандартах, начинают финансироваться по тем тарифам, которые вы разработали для негосударственных поставщиков: 1 рубль, 3 рубля, 31 рубль и т. д.;
- по стандарту будут работать его авторы, не получая при этом дополнительного финансирования;
- не меняется ничего: помощь для детей с нарушениями сокращается, федеральное законодательство нарушается, и этот вопрос выходит на федеральный уровень.
«Если на уровне региона, мы не сможем договориться, мы будем обсуждать вопрос в Совете Федерации. Я уверена, что родители, которые увидят, что помощь детям может сократиться, пойдут выше. Лично я пойду выше», — подчеркнула Хаитова.
Руководитель подразделения по правовым вопросам фонда «Я особенный» Павел Акулов отметил, что в индивидуальной программе предоставления социальных услуг часто прописаны не все услуги, которые нужны людям.
В фонде также обратили внимание на то, что цены на социальные услуги в Свердловской не переписывались много лет и колеблются в пределах от 2,67 до 504,86 рубля, «ни о какой конкуренции поставщиков нет и речи, а попасть в реестр поставщиков социальных услуг почти нереально».
«Нам предлагают разделить ресурсы и технологии. Но будучи поставщиком, как я могу соблюдать технологию, если у меня нет ресурсов? Я не смогу оплачивать помещение, высококвалифицированных педагогов, которым нужно платить зарплату», — пожаловалась руководитель центра «Тактика» Ирина Воропаева.
«Сегодня стоимость одной социальной услуги в государственных центрах в десятки и сотни раз превышает стоимость тарифов, утвержденных для некоммерческих организаций. О каких равных условиях, о какой реализации ФЗ №442 идет речь?» — поддержала коллегу Александрина Хаитова.
66.RU направил запрос в минсоцполитики Свердловской области. Вот что нам ответили:
«Стандарты социальных услуг систематически совершенствуются министерством, поскольку цель социального обслуживания — обеспечить людей доступными социальными услугами надлежащего качества.
«Трехуровневый стандарт помощи детям в возрасте 4–9 лет, имеющим ментальные нарушения», создан для того, чтобы помочь людям получить качественные услуги именно в том виде, в котором они должны их получить. Этот документ решает задачу оказания социальных услуг детям с расстройством аутистического спектра, им сформирован механизм, обеспечивающий непрерывный процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.
Говорить о том, что проект приказа сокращает социальную помощь или урезает какие-то социальные услуги, неправомерно.
Конкретные значения объемов и периодичности предоставления социальных услуг введены для формирования единого подхода при составлении и реализации индивидуальных программ. Это основано на ряде причин. Прежде всего — необходимость соблюдения принципа правовой определенности нормативного-правового акта и устранения коррупциогенного фактора (который возникает из-за широких пределов).
К примеру, отсутствие минимального времени оказания социальной услуги и (или) неопределенное количество социальных услуг в единицу времени позволяют недобросовестным поставщикам услуг самостоятельно решать, сколько должна длиться социальная услуга (1 минуту, 2 минуты или 40 минут, например). Проектом же приказа определена минимальная и максимальная длительность социальной услуги, то есть по факту специалистом проведено одно занятие с ребенком (получателем социальных услуг) продолжительностью 40 минут, а в отчетной документации указано оказание 40 социальных услуг продолжительностью по 1 минуте. Получается, объем необходимых для здоровья получателя социальных услуг не выполнен в полном объеме, а компенсация министерством выплачивалась в полном объеме (будто все выполнено на 100%).
Отметим, существует стандарт социальной услуги, который содержит основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги.
Поэтому документ, о котором идет речь, дополнительно направлен на устранения предпосылок к необоснованному завышению или занижению объемов предоставления социальных услуг. Над созданием этого документа трудилась рабочая группа, в составе которой поставщики социальных услуг Свердловской области, включая организации социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области и негосударственных поставщиков социальных услуг в Свердловской области. Считаем, он полностью реализует свою задачу — помощь людям».