Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Каждое лето уродливые батуты превращают Екатеринбург в Геленджик. Рассказываем, как это исправить

Каждое лето уродливые батуты превращают Екатеринбург в Геленджик. Рассказываем, как это исправить
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
С приходом лета центр Екатеринбурга превращается в типичный город русского юга: набережную захватывают кальяны в стаканах и аттракционы, такие как «Лопни шарик» и батуты. Последние вызывают особые споры в обществе: одни рады появлению развлечений для детей, другие находят их безвкусными, небезопасными и морально устаревшими. При этом существуют и удачные примеры надувных аттракционов, которые не выжигают глаза и кажутся вполне уместными. Почему такие батуты можно встретить редко, 66.RU рассказал гендиректор Aerodinamika Александр Грищенков.

Когда все хотят максимально просто, быстро и дешево сделать батут, получается «колхоз»

Особо остро проблема с батутами в Екатеринбурге встала в 2020 году. Тогда мэр Екатеринбурга (на тот момент) Александр Высокинский пообещал решить ее к следующему лету. Однако, несмотря на эти обещания, с приходом летнего сезона надувные аттракционы захватывают город.

Огромную роль в распространении батутов в Екатеринбурге сыграл юрист, бизнесмен, экс-сотрудник МУГИСО, совладелец компании «Вимакс» Максим Пыцко. Он нашел лазейку в федеральном и областном законодательстве, которая позволяет бесплатно получить землю на 49 лет, а потом зарабатывать на этом деньги, устанавливая батуты, лотки с мороженым, передвижные зоопарки.

Батуты компания Пыцко ставила у ГЦСИ в 2020 и 2021 годах.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Григорий Постников, Анна Коваленко, 66.RU

В прошлом году надувной аттракцион разместили на газоне около Ельцин Центра.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Несмотря на то, что создатели этих аттракционов находили их размещение уместным, далеко не все жители города с этим согласились. Батуты называли «колхозными» и требовали убрать их.

Генеральный директор московской компании Aerodinamika (занимается производством надувных конструкций и фигур) Александр Грищенков объяснил 66.RU, что не так с этими батутами.

«Батуты и другие подобные аттракционы приобретают некрупные коммерсанты. Они хотят максимум за сезон отбить вложения, а в последующие сезоны — зарабатывать на них. Поэтому чем дешевле купить продукт, тем быстрее у него окупаемость. Некая непрезентабельность батутов связана с тем, что все хотят максимально просто, быстро и дешево сделать продукт. Вот и все. Здесь нет желания как-то в него вложиться и сделать его стильным и дорогим. Бывает, что заказчик требует продукт совершенно безвкусный, колхозный. К сожалению, коллеги, производящие этот продукт, не могут себе позволить отказаться от этой работы и идут на поводу у потребителя такого товара. Всегда очень обидно видеть, когда коллеги ради удешевления проекта делают ширпотреб. А кроме того, есть еще среди производителей Китай. Там сделаны какие-то линейки, и наши производители просто копируют ряд этих образов. А в Китае, скажем так, немножко другое понимание о дизайне», — рассуждает Александр Грищенков.

Можно вспомнить не самые удачные примеры надувных аттракционов и в других частях города.

Фото: Никита Корытин в соцсетях; Коваленко, 66.RU

Компания «Вимакс» не единственная, кто занимается установкой батутов в самых неожиданных местах. Так, в 2020 году историческое здание музея ИЗО перекрыли огромным батутом со Спанч Бобом. По данным It’s My City, объект установило ООО «Аттракцион-96».

Фото: читатель E1.RU; Анна Коваленко, 66.RU

В прошлом году два огромных батута Максим Пыцко поставил прямо на площади 1-й Пятилетки. Как тогда заявил бизнесмен изданию E1.RU, «никакой архитектурный облик мы тут не можем нарушить, так как место специально предназначено для детских городков».

Фото: Мария Лахей, E1.RU; Анна Коваленко, 66.RU

Надувной аттракцион размещали у дворца спорта «Уралец».

Фото: Мария Лахей E1.RU; Анна Коваленко, 66.RU

В 2021 же году такой батут появился на Ботанике.

Фото: Григорий Постников, Анна Коваленко, 66.RU

Долгое время около входа в парк Маяковского были нелегально установлены несколько аттракционов, среди которых был батут в виде Змея Горыныча. Но осенью прошлого года администрация ЦПКиО нашла способ не допустить установку новых незаконных батутов и других развлечений у входа в парк: эту территорию обнесли забором.

Стильный батут — вписанный в локацию и концепцию батут

Директор Aerodinamika подчеркивает, что при создании батутов — да и вообще любых объектов — важно учитывать контекст, в который они будут вписаны: «Когда мы говорим о разработке, о дизайне, о производстве любого объекта, это вписывается в целом в концепцию и стилистику мероприятия. От этого зависит выбор материалов, цветового решения и дизайна. Если все эти факторы учтены, то мы увидим достойный продукт. Он вписан в современную инфраструктуру, выглядит модно и современно».

В Екатеринбурге удачным примером уместного батута можно назвать «Бубуку» в парке Маяковского. Аттракционы произвели по эскизу Антона Якубова-Царикова. В батутном парке использовано минимум цветов, благодаря чему аттракцион гармонично вписывается в лесной ландшафт парка.

Фото: «АэроМир»; Анна Коваленко, 66.RU

«Бубука»

Фото: «АэроМир»; Анна Коваленко, 66.RU

Как говорит Александр Грищенков, чтобы надувные объекты получались стильными и не выжигающими глаза, нужно потратить средства и время.

«У нас на разработку одного батута будет работать вся компания: дизайнерский отдел, отдел конструкторов и так далее. Все они — дипломированные профессионалы. Мы знаем, как делается реклама, мы работаем с художниками. Все это требует больших и серьезных вложений», — утверждает Грищенков.

Батуты иногда превращаются в настоящие произведения искусства. Например, на Пятой Уральской индустриальной биеннале современного искусства художник Красил Макар представил арт-объект по мотивам элементов традиционной урало-сибирской росписи.

Фото: Сергей Потеряев, The Vilage; Анна Коваленко, 66.RU

Арт-объект Красила Макара для Пятой Уральской индустриальной биеннале

Грищенков отмечает, что стильные надувные конструкции могут носить не только эстетический характер, но и вполне функциональный.

«Можно создавать и функциональные аттракционы. Например, когда мы работаем с художниками, делаем батуты по их заданию как для выставок, так и для закрытых частных мероприятий. Эти батуты созданы для развлечения людей, причем и для взрослых, и для детей. Возможно ли сделать стильные вещи? Конечно, возможно. Есть такие работы, где вы не поймете вообще, что это надувная скульптура; где это просто произведение искусства. Или же абсолютно простые надувные формы. Но так вписанные в пространство! Это общий стиль построения картинки образов, где в том числе может присутствовать и какой-то надувной объект. Такое возможно, и это очень здорово работает», — считает он.

Иногда в создании батута могут принимать участие дети. Например, в прошлом году в рамках второго фестиваля «ЧО» художники Аня и Виталик Черепановы вместе с детьми создали проект «Волшебная гора Качканар». Батут — это один из объектов проекта игровой зоны «Парк Вольный». В карманах на склонах надувной горы спрятаны «ископаемые», которые и создавались художниками и детьми. Сейчас объект будет гастролировать по городам области.

Фото: фестиваль «ЧО»; Анна Коваленко, 66.RU

«Волшебная гора Качканар»

Фото: Фестиваль «ЧО»; Анна Коваленко, 66.RU

В заключение Александр Грищенков добавил, что в сфере аэроконструкций существует дискриминация, связанная со стереотипичным представлением о батутах и надувных фигурах: «Все направление надувного арта дискриминировано объектами в стиле «набережная Анапы-2004». На мой взгляд, это связано с тем, что у нас не сформирована школа этого искусства. Уровень искусства западных стран, на мой взгляд, выше, чем у нас. Культура именно руки, графики, живописи, скульптуры — здесь у нас проблема. Мне кажется, что на Западе она чуть повыше».

Так, например, если уходить от батутов и перейти к надувным фигурам и конструкциям в целом, можно вспомнить работу «Надувные колонны», которую создала московская группа «Художественное уединение» в 2021 году на фестивале «ЧО». В работе художники воссоздали античную колоннаду методами современной рекламы. Колонны размещали около МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и около Ельцин Центра. Как пишут в описании арт-объекта, для жителей Екатеринбурга он, с одной стороны, иронично напоминает, что надувным может быть не только искусство, а с другой — позволяет вспомнить актуальные в исторической перспективе «обогащение конструктивизма», неоднозначные реконструкции образцов советского модернизма.

Фото: Светлана Цыганова, globalcity; Анна Коваленко, 66.RU

«Надувные колонны» около МВЦ «Екатеринбург-Экспо»

Фото: Фестиваль паблик-арта «ЧӦ»; Анна Коваленко, 66.RU