С 5 апреля, после того, как стало известно об изъятии серверов Hydra, российские соцсети, посвященные вопросам наркоторговли, переполнены паническими сообщениями и обсуждениями дальнейших вариантов событий. Спустя более чем две недели после закрытия крупнейшего в мире наркомаркета почти ни у кого не осталось сомнений в том, что площадка не сможет возобновить свою работу.
На самую популярную просьбу в тематических чатах: «Скиньте ссыль на проверенный (нарко) магаз» пользователи чаще всего отвечают, что приобретение запрещенных веществ на мелких площадках чрезвычайно опасно. Дело не только в вероятности мошенничества (заплатить и остаться без товара), но и в потенциальном риске «засветиться» перед силовиками.
«Покупать на площадках, которые предлагают как замену гидры, максимально опасно. Гидра сотрудничала с теми, кто свыше и все было [хорошо], никого не накрывали всем было [хорошо] (кроме тех, кто покупал опт). А щас вот эти маленькие маркетплейсы полюбас чекаются всеми подряд, и у всех есть доступ. Уже домены точно», — объясняет один из пользователей.
Те из наркопотребителей, кто все-таки рискует приобретать вещества, отмечают снижение качества закладок — наркотиков в тайниках. «Вернулись времена прикопов в клумбы в черной изоленте, куры вообще не парятся, от слова совсем», — сообщает другой потребитель.
![]() Фото: скриншот видео МВД РФ |
---|
Очень часто посетители таких форумов пишут о возврате схемы из 90-х — покупке наркотиков непосредственно «из рук в руки». Из-за понятных рисков такая схема ведет к увеличению стоимости «товара».
Впрочем, на цене на наркотики сказалась и общая ситуация в мире. Введение санкций против России осложнило поставку крупных партий наркотиков и составляющих для их производства. Все опрошенные 66.RU на условиях анонимности свердловские силовики, связанные с борьбой с наркотиками, отмечают падение оборота запрещенных веществ.
«Сегодня у продавцов есть три основные проблемы: отсутствие зарекомендовавшей себя площадки, через которую можно вести продажу, нехватка закладчиков и напряженка с сырьем. Оно закупалось через Hydra. Мы наблюдаем, что в среднем сбыт упал на 20–30%», — рассказал 66.RU информированный собеседник в погонах.
Силовики отмечают, что наибольшим спросом в Свердловской области пользовался мефедрон. На него приходилось до 80% изъятий. При этом мефедрон относится к числу тех веществ, что опытные химики могут произвести самостоятельно из закупленных компонентов. Однако разрыв логистических цепочек, связанный как с санкциями, так и с ликвидацией Hydra, привел к тому, что подпольные нарколаборатории испытывают серьезные трудности с сырьем.
![]() Фото: скриншот видео МВД РФ |
---|
«Сложилась ситуация, когда есть гигантский ажиотаж, но магазины не могут удовлетворить спрос. Наиболее крупные площадки работают над тем, чтобы увеличить свой оборот, но они не смогут раскрутиться больше 5–10%. Наркорынок восстановится, когда откроется что-то подобное Hydra. Но в данный момент я не вижу такого игрока», — поделился с 66.RU сотрудник свердловской полиции.
Еще одной причиной сложившейся ситуации на наркорынке России силовики называют то, что работа ряда магазинов курировалась с территории Украины. После начала спецоперации их деятельность существенно осложнилась.
«Мы периодически задерживали граждан Украины. Одну из последних женщину взяли под Первоуральском. Она ночью с фонариком по лесу закладки раскладывала. Нам еще объясняла, что просто гуляет. Украинцы сюда приезжали подзаработать закладчиками», — уточняет источник 66.RU.
Задержание самого крупного наркосиндиката «ХимПром», состоящего из граждан Украины, начался с Екатеринбурга. В 2016 году свердловские оперативники задержали первого украинца в уральской столице. Через него, по цепочке, удалось выйти на 67 членов наркосообщества.
«Группировка действовала более чем в 10 регионах России. Синдикат «ХимПром» имел четкую схему оборота наркотиков. Его годовой оборот составлял 2 млрд руб.», — сообщала тогда представитель МВД РФ Ирина Волк.
Глава фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков считает, что наркорынок не сможет быстро восстановиться. «Закрытие Hydra — это, конечно, класс! Но ведь никуда не делись сервисы VPN, даркнет продолжает работать, есть все инструменты, чтобы криминальный мир восстановил свою работу. Но я уверен, что в течение года-полугода мы будем наблюдать снижение оборотов наркотиков», — заявил Жуков.