Министерство общественной безопасности Свердловской области выпустило методические рекомендации, в которых прописан порядок взаимодействия между руководителями и должностными лицами территориальных органов МВД, командирами народных дружин и народными дружинниками при организации и проведении совместной деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
В документе, опубликованном на сайте ведомства, указано, что дружины могут быть созданы из числа членов казачьих обществ. «Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народных дружинников в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Статья 19.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)», — подчеркивается в рекомендациях. Эта статья предусматривает штраф от 500 до 2500 рублей.
Там также перечислены основные направления совместной работы полицейских и дружинников:
- ежедневное проведение совместных мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан;
- обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых и публичных мероприятий;
- совместная правовая и специальная подготовка народных дружинников, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи, с целью обеспечения их готовности к выполнению поставленных задач.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
- оказывать содействие полиции;
- применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
Отдельно в документе прописан порядок несения дежурства народными дружинниками при проведении массовых мероприятий и при пресечении групповых нарушений общественного порядка. В частности, дружинник должен:
- находиться на определенном ему для патрулирования участке;
- вести наблюдение за участниками мероприятия и своевременно информировать сотрудников полиции об их настрое и поведении;
- при установлении зоны оцепления и пропускного режима, совместно с сотрудниками полиции, осуществлять пропуск граждан в зону оцепления;
- немедленно реагировать на факты хулиганских проявлений и сигналы граждан о возможных групповых нарушениях общественного порядка, быстро и решительно действовать при задержании хулиганов с целью исключения возможности разрастания беспорядков;
- совместно с сотрудниками полиции принимать меры по рассредоточению лиц, нарушающих общественный порядок.
«Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации», — прописано в рекомендациях.
Перед применением физической силы народный дружинник «обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц». При этом «народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия».