Настя Перкина — консультант по благотворительности для предпринимателей (подробнее о ее работе читайте здесь). Она уверена, что социальные проекты нельзя называть «добрыми делами», потому что прежде всего это системный труд, а спонтанная тяга к благотворительности может приводить к негативным последствиям.
Например, ежегодные колонны людей, которые едут в детские дома с мешками подарков. Для воспитанников от этого больше вреда, чем пользы, уверяет Настя и приводит два аргумента:
- В коллективе укрепляется дедовщина, потому что в детдомах все общее и подарки приходится отвоевывать.
- У детей появляется ощущение, что им все должны из-за их социального статуса.
С ней согласен создатель фонда «Живи, малыш» Егор Бычков. В своей колонке на 66.RU он рассказывал, как сам когда-то занимался такой же хаотичной благотворительностью и как на собственном опыте убедился в ее бессмысленности:
«Однажды мы с ребятами приехали в одно из таких заведений Тагила с Дедом Морозом, актерами, подарками. Заранее с руководством мы договорились, конечно. Приезжаем — никого нет, никто не встречает. Мы ходим по зданию в поиске сотрудников. Одна из них с недовольным видом говорит: «Нуу… Сейчас соберу детей… Хотя, может, отменим на сегодня?» Оказывается, в тот день мы были уже третьими, кто приехал делать праздник. Все уже устали, а подарочные конфеты разбросаны по всему детскому дому, так как дети начали просто кидаться ими друг в друга».
К доводам Насти Егор добавляет еще два:
- Детям нужна семья и близкие люди, а не ваши подарки. Кроме разочарования и осознания того, что взрослым нельзя доверять — они появятся на минуту и исчезнут навсегда, — это ничего не дает.
- И отдельные люди, и бизнес тратят огромные деньги на такую «помощь» сиротам вместо того, чтобы поддерживать полезные проекты.
В качестве примера благотворительных фондов, действительно нуждающихся в помощи, но часто остающихся вне фокуса внимания людей, Настя Перкина приводит, в частности, организацию «Вместе ради жизни», которая помогает людям с онкологическими диагнозами. Ее создательницу — Юлию Аристову — редакция 66.RU также назвала героем города и включила в список полезных, с нашей точки зрения, социальных инициатив. Подробнее о Юлии и ее проекте можно почитать здесь.
Еще больше рассказов о таких системных инициативах — на странице проекта «Герои города».
А тут — наша подробная инструкция о том, как лучше творить новогоднее добро, чтобы никому не навредить.
Генеральный партнер проекта «Герои города» — компания «Сима-ленд». Партнер — Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.