Действующий пилот Airbus A320 с многолетним стажем Андрей Литвинов в интервью YouTube-каналу «Редакция» подверг резкой критике действия экипажа Airbus А321, в частности командира Дамира Юсупова, который в августе 2019 года аварийно посадил самолет в кукурузное поле в Подмосковье.
Андрей Литвинов, пилот:
— Те, кто в авиации ничего не понимает и просто смотрит телевизор, они кричат: «Он спас людей». А те, кто летает и понимает, в чем дело, как этот самолет летает и что там произошло, они как раз говорят, что он чуть не убил людей.
По мнению Литвинова, экипаж вовремя не убрал шасси. «Была дана педаль очень сильно, вышли интерцепторы. Самолет был загнан в такой режим, что он начал сыпаться. И они поняли, что они сыпятся, и стали убирать шасси, когда поняли, что шасси мешают им лететь. Пока не рухнули. Никто не собирался садиться, никто этот самолет не сажал, он просто так летел. Куда бог послал, туда и упал. Кукуруза смягчила удар», — поделился своими соображениями эксперт.
Он уверен, что результаты расследования авиакатастрофы в Подмосковье никогда не опубликуют, потому что «Путин уже сказал, что они герои».
И действительно, второе промежуточное сообщение о ходе расследования аварийной посадки Airbus «Уральских авиалиний» в Жуковском Межгосударственный авиационный комитет должен был разместить на своем сайте еще в середине августа 2021 года. (Ведомство обязано публиковать такие сообщения к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося.) Но его на сайте организации до сих пор нет. С точки зрения практики их расследования, инцидент в Подмосковье двухлетней давности стал уникальным.
Как ранее сообщал 66.RU, действия МАК могут объясняться тем, что комитет оказался меж двух огней. С одной стороны — президент России Владимир Путин, который не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного сразу после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными.
С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).
Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.
Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое — Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе — странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).
Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции). Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила.
Вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму.
Содержание официального документа МАК может быть как предметом торга Анодиной с российскими властями, так и стать своеобразной местью им же в будущем, если урегулировать конфликт на условиях, которые устроят всех, не удастся.
Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:
Совладелец и гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, комментируя ход засекреченного расследования авиаинцидента, в ноябре в интервью РБК заявил: «Нашли значительное количество птичек (в двигателях самолета, — прим. ред.), это все сфотографировано».
Также он уточнил, что авиалайнер A321, который в 2019 году экстренно сел на кукурузное поле, пока находится на спецплощадке в аэропорту Жуковского. Утилизируют его только после того, как документ о расследовании ЧП будет подписан и СК даст соответствующее разрешение на это.