Отчет о расследовании происшествия с самолетом «Уральских авиалиний», который в 2019 году сел на кукурузное поле в Подмосковье, никогда не опубликуют. Такую точку зрения высказал в интервью YouTube-каналу «Редакция» действующий пилот Airbus A320 с многолетним стажем Андрей Литвинов.
Он раскритиковал действия экипажа Airbus А321, в частности командира Дамира Юсупова.
— Те, кто в авиации ничего не понимает и просто смотрит телевизор, они кричат: «Он спас людей». А те, кто летает и понимает, в чем дело, как этот самолет летает и что там произошло, они как раз говорят, что он чуть не убил людей.
По мнению Литвинова, главная ошибка заключается в том, что экипаж вовремя не убрал шасси. «Была дана педаль очень сильно, вышли интерцепторы. Самолет был загнан в такой режим, что он начал сыпаться. И они поняли, что они сыпятся, и стали убирать шасси, когда поняли, что шасси мешают им лететь. Пока не рухнули. Никто не собирался садиться, никто этот самолет не сажал, он просто так летел. Куда бог послал, туда и упал. Кукуруза смягчила удар», — поделился своими соображениями эксперт.
Литвинов посчитал некорректным сравнивать ЧП в Жуковском с «чудом на Гудзоне», когда в 2009 году A320 приземлился в реку. «Тогда пять месяцев шло расследование. Когда уже было понятно, что командир принял единственное правильное решение, тогда сказали, что он спас людей. После этого его наградили, сделали уважаемым человеком. А тут ситуация комичная: они еще из кукурузы не вылезли, а им уже звезды героев дали», — заявил пилот.
Он уверен, что результаты расследования авиакатастрофы в Подмосковье никогда не опубликуют, потому что «Путин уже сказал, что они герои».
Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.
Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии, — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.
Другая сторона в этой истории — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Есть вероятность того, что представители Airbus и CFM не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском — столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что вынудило экипаж совершить аварийную посадку. Производители вполне могут придерживаться другой версии — а именно указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.
Подогнать результаты расследования МАК в пользу какой-либо версии (если есть такая потребность) чрезвычайно сложно — помимо специалистов комитета, представителей Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей) в процессе задействованы эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).
Кроме того, вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:
Пассажирский самолет «Уральских авиалиний» Airbus A-321, выполнявший рейс Москва — Симферополь, в августе 2019 года столкнулся с птицами. Двигатель вышел из строя, но пилоты сумели посадить лайнер на кукурузное поле.
Все пассажиры и члены экипажа выжили. Президент России Владимир Путин присвоил пилотам А321 звания Героя России, а бортпроводников наградили орденами Мужества.
«Нашли значительное количество птичек (в двигателях самолета, — прим. ред.), это все сфотографировано», — заявил в ноябре в интервью РБК совладелец и гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, комментируя ход засекреченного расследования авиаинцидента.
Андрей Литвинов прославился в 2011 году, после того как были опубликованы его переговоры с диспетчером Иркутского аэропорта. Тогда от пилота потребовали задержать рейс, потому что на него опаздывал губернатор, но тот отказался. Впоследствии он стал популярным блогером и постоянным экспертом по вопросам гражданской авиации в СМИ.