Специалисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) за неделю до сноса аэровокзала «Уктус» осмотрели его и вынесли свое заключение — здание не представляет никакой архитектурной ценности.
«Значение этого здания как самостоятельного объекта для истории, архитектуры, градостроительства, науки, социальной культуры невысокое. Функциональное назначение здания восстановить невозможно, историческая подлинность в отрыве от утраченного пространства летного поля не представляется неотразимым аргументом, отсутствуют связанные со зданием предметы материальной культуры ушедшей эпохи 1930–1950-х годов», — считают эксперты.
Также они добавили, что «включение здания в реестр объектов культурного наследия — серьезный шаг в признании уникальности и установлении особой ценности такого объекта»: «К сожалению, рассмотренное здание не обладает такими качествами».
С полной версией документа можно ознакомиться здесь.
12 ноября аукцион на снос здания выиграло строительно-монтажное предприятие «Горремстрой». Та же компания демонтировала два кирпичных здания поблизости от «Уктуса». Однако, как поясняла 66.RU общественница Екатерина Петрова, на подписание соответствующего договора требуется минимум 10 дней с момента проведения тендера.
Кроме того, в рамках статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ застройщик (ООО «Инвестторгстрой» — застройщик автовокзала «Золотой», который собираются построить на месте аэровокзала) или технический заказчик (Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по УрФО) «не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ» должны направить в администрацию города уведомление о планируемом сносе.
После этого специалисты администрации должны рассмотреть его в тот же срок (семь рабочих дней). Учитывая все эти условия и если договор на работы подписали бы через 10 дней после определения подрядчика (то есть 26 ноября), все необходимые документы оказались бы у мэрии 29 ноября, а профильные специалисты рассмотрели бы его за семь дней, то снос должен был начаться не раньше 8 декабря.
Несмотря на все эти условия, сносить аэропорт «Уктус» начали 26 ноября около 06:00. К 9:00 от здания почти ничего не осталось. В этот же день корреспондент 66.RU обратился в администрацию Екатеринбурга, чтобы узнать, подал ли подрядчик уведомление о сносе. Ответ мэрии был следующий:
«Накануне в Администрацию города Екатеринбурга поступило обращение собственника о сносе здания бывшего аэропорта Уктус. Напоминаем, что нормативными актами федерального и регионального уровня в отношении зданий, не имеющих какого-либо охранного статуса и находящихся в частной собственности, эта процедура носит уведомительный характер. Полномочий запрещать снос такого объекта у муниципалитета нет».
В этот же день руководитель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил руководителю свердловского управления СКР Михаилу Богинскому доложить о ситуации со сносом аэровокзала «Уктус» в Екатеринбурге.