Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Обществе охраны памятников объяснили, почему разрешили снести аэровокзал «Уктус»

9 декабря 2021, 13:08
В Обществе охраны памятников объяснили, почему разрешили снести аэровокзал «Уктус»
Фото: архив 66.RU
Здание снесли рано утром 26 ноября, несмотря на то, что семь дней с даты подачи соответствующего уведомления в мэрию не прошло. В итоге ситуацию на личный контроль взял глава СК РФ Александр Бастрыкин.

Специалисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) за неделю до сноса аэровокзала «Уктус» осмотрели его и вынесли свое заключение — здание не представляет никакой архитектурной ценности.

Основные аргументы ВООПИК:

  1. Здание не является самобытным образцом позднего конструктивизма, потому что изначально запроектировано в принципах «классического наследия», а «последующее украшательство переместило аэровокзал в ряд эклектичных построек».
  2. Информация, что «границы территории летного поля… легко прочитываются по улицам…» не соответствует действительности. Они застроены в 1980–1990-х годах жилыми и общественными зданиями. Кроме того, территория разделена улицами и проездами, входит в структуру микрорайона «Ботанический».
  3. «Если бы в границах бывшего летного поля был организован парк или иная зеленая зона, окруженная застройкой, то с утверждением заявителей можно было бы согласиться», — говорится в официальном сообщении.
  4. Мемориальной ценности аэровокзал не представляет, потому что находится вдалеке от места боев времен Великой Отечественной войны. В здании не располагались руководящие боевыми действиями органы и нет мемориальных зон периода 1939–1945 годов.
  5. Конструкции здания неустойчивы, декоративная отделка — вторична. Из-за нарушений технологии укладки пол в помещении деформировался и покрылся трещинами.

«Значение этого здания как самостоятельного объекта для истории, архитектуры, градостроительства, науки, социальной культуры невысокое. Функциональное назначение здания восстановить невозможно, историческая подлинность в отрыве от утраченного пространства летного поля не представляется неотразимым аргументом, отсутствуют связанные со зданием предметы материальной культуры ушедшей эпохи 1930–1950-х годов», — считают эксперты.

Также они добавили, что «включение здания в реестр объектов культурного наследия — серьезный шаг в признании уникальности и установлении особой ценности такого объекта»: «К сожалению, рассмотренное здание не обладает такими качествами».

С полной версией документа можно ознакомиться здесь.

12 ноября аукцион на снос здания выиграло строительно-монтажное предприятие «Горремстрой». Та же компания демонтировала два кирпичных здания поблизости от «Уктуса». Однако, как поясняла 66.RU общественница Екатерина Петрова, на подписание соответствующего договора требуется минимум 10 дней с момента проведения тендера.

Кроме того, в рамках статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ застройщик (ООО «Инвестторгстрой» — застройщик автовокзала «Золотой», который собираются построить на месте аэровокзала) или технический заказчик (Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по УрФО) «не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ» должны направить в администрацию города уведомление о планируемом сносе.

После этого специалисты администрации должны рассмотреть его в тот же срок (семь рабочих дней). Учитывая все эти условия и если договор на работы подписали бы через 10 дней после определения подрядчика (то есть 26 ноября), все необходимые документы оказались бы у мэрии 29 ноября, а профильные специалисты рассмотрели бы его за семь дней, то снос должен был начаться не раньше 8 декабря.

Несмотря на все эти условия, сносить аэропорт «Уктус» начали 26 ноября около 06:00. К 9:00 от здания почти ничего не осталось. В этот же день корреспондент 66.RU обратился в администрацию Екатеринбурга, чтобы узнать, подал ли подрядчик уведомление о сносе. Ответ мэрии был следующий:

«Накануне в Администрацию города Екатеринбурга поступило обращение собственника о сносе здания бывшего аэропорта Уктус. Напоминаем, что нормативными актами федерального и регионального уровня в отношении зданий, не имеющих какого-либо охранного статуса и находящихся в частной собственности, эта процедура носит уведомительный характер. Полномочий запрещать снос такого объекта у муниципалитета нет».

В этот же день руководитель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин поручил руководителю свердловского управления СКР Михаилу Богинскому доложить о ситуации со сносом аэровокзала «Уктус» в Екатеринбурге.

  • Аэропорт «Уктус» построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
  • Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы. В этом году они предприняли вторую попытку. Специалисты, которые проводили оценку здания, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили проект ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.