Архитекторы Галина Алексеева, Дмитрий Демин и участница движения «Реальная история» Марина Сахарова подали вторую заявку на включение аэровокзала «Уктус» в реестр объектов культурного наследия.
Авторы документа отметили, что он кардинально отличается от того, который они безуспешно составили в 2019 году. В первом заявлении подробно описывали значение аэропорта «Уктус» для развития авиации, но уделили мало внимания архитектурному стилю и ценности здания, а также совсем не описали его интерьеры. Сейчас этот недочет учли.
«Когда мы попали внутрь аэровокзала и увидели интерьеры, то сразу поняли, что за здание нужно бороться всеми способами. Новое заявление более полное, там больше аргументов за то, чтобы здание признали памятником», — сказала Сахарова.
В частности, в новой заявке есть подробное описание интерьеров аэровокзала и сказано о его мемориальной ценности — на здании есть табличка, посвященная погибшим во время Великой Отечественной войны. Также в ней делается упор на то, что интерьеры помещения хорошо сохранились. Подробнее ознакомиться с документом можно здесь.
«Поздние перепланировки (гипсовые перегородки) не нарушили основные конструктивные элементы и историческую планировку. Сохранились многие оригинальные элементы: ограждения, дверные полотна, ручки, оконные рамы», — говорится в тексте.
Заявление в течение 90 дней должны рассмотреть в Управлении госохраны объектов культурного наследия Свердловской области. Аналогичный документ активисты отправили и мэру города Алексею Орлову.
Сейчас судьба здания аэровокзала находится в подвешенном состоянии. В марте стало известно, что компания «Инвестторгстрой» (учреждена совладельцами компании «Малышева 73» Игорем Заводовским и Константином Погребинским) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием выселить сотрудников управлений Росавиации и Ространснадзора из принадлежащих ей офисов в бизнес-центре «Аврора». Ранее Заводовский и Погребинский по итогам открытого конкурса предоставили площади госслужащим в обмен на передачу им в собственность здания аэровокзала бывшего аэропорта «Уктус», на месте которого должен в будущем появиться торговый центр «Золотой».
Стороны заключили договор мены, но события стали развиваться не по плану. Когда бизнесмены направили в Минтранс РФ просьбу об отчуждении в свою пользу здания аэровокзала, министерство отказалось согласовать сделку. Позицию Минтранса позже поддержал и арбитражный суд. 5 апреля Свердловский арбитражный суд выселил управление Ространснадзора из офисов в центре города. Таким образом, договор мены не исполнен. Но окончательное решение по поводу сноса аэровокзала еще не принято.
- Аэропорт «Уктус» построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
- Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
- В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
- Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
- Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.