Утром смог от тлеющих торфяников повис над Солнечным, Широкой Речкой, Академическим и другими районами. Запах гари ощущался даже в центре Екатеринбурга. Также из-за густой пелены на 4 часа было ограничено движение на участке с 69-го по 77-й км федеральной автодороги «Екатеринбург — Шадринск — Курган».
При этом с тлеющими торфяниками пожарные борются далеко не первый день, площадь очага удалось сократить до 4,8 гектара, но это не значит, что горение скоро остановят. Потому что из-за рыхлой структуры торфа огонь распространяется не столько по поверхности, сколько под ней.
«Есть два типа горения: пламенное и беспламенное. При первом — то тепло, которое вырабатывается, уходит в воздух. А при беспламенном, как в случае с торфяниками, выделяемое тепло не уходит в воздух и идет на нагрев соседних горючих торфяных частиц и так по цепочке», — поясняет Сергей Залесов.
И добавляет, что для населения такой пожар самый неприятный, потому что в воздух поднимается множество частиц и канцерогенов. Их разносит ветром.
Фото: 66.RU |
---|
Вчерашний вечер, ночь и сегодняшнее утро в Екатеринбурге дул юго-западный ветер. Поэтому сильнейшее задымление ощутили жители Солнечного и близлежащих районов. После обеда ветер поменял направление на южное. |
При этом профессор Уральского лесотехнического университета поясняет, что затушить водой такой пожар практически невозможно.
«Торф может гореть при влажности 500%, то есть, условно, может гореть и в воде. Все из-за структуры. Когда комки торфа слишком сухие, они не смачиваются водой снаружи и испекаются изнутри. Торфяной пожар может гореть и зимой, и летом, так как даже под снегом он будет сам себя нагревать изнутри. Температура в горящем очаге может быть 1500 тысячи градусов Цельсия. И прогореть торф может на любую глубину, пока пожар не упрется в глину или грунтовые воды», — поясняет профессор.
Фото: архив, 66.RU |
---|
Засушливое лето — одна из причин того, что сейчас потушить огонь практически невозможно. Торф просох. Сейчас пожарные его проливают, но чтобы залить такую площадь пожара нужно огромное количество влаги.
«Мы же все знаем, что на болоте сделаешь шаг, и вода выступает, а сейчас они осушены, вода ушла. Пожарные сейчас все делают правильно, но я бы, может, рекомендовал попробовать еще метод Владимира Сретенского. Сгрести бульдозером торф в кучу, перемешать сухой с влажным и потом разгрести обратно. Но пока тоже может не сработать, из-за того что недостаточно влажного материала», — говорит Залесов.
Профессор отмечает, что спрогнозировать, когда потушат пожар, невозможно. Но добавляет, что для этого необходимы не только усилия спасателей, но и обильные дожди. Тогда торф может отсыреть.