20 сентября 18-летний Тимур Бекмансуров застрелил из ружья на территории Пермского госуниверситета шестерых человек, еще более 20 получили огнестрельные ранения. Всего пострадали 43 студента и преподавателя. У некоторых ушибы, переломы и разрывы связок — люди прыгали из окон, чтобы спастись.
Большую дискуссию вызвало поведение преподавателя вуза Олега Сыромятникова, который закрыл дверь и продолжал лекцию несмотря на стрельбу. По его словам, металлическую дверь невозможно было бы прострелить, а выпрыгивая в панике из окон, студенты переломали себе шеи. Руководство университета сообщило РБК, что главное — дверь была закрыта. И «важно продолжить какое-то рутинное действие, чтобы не подвергаться панике». Пожаловались на Сыромятникова студенты, которые посчитали его действия неправильными. Сам он считает, что панику навела мать одной из учащихся, которая просила всех сесть под парты.
Преподаватель Иван Печищев, который шел на лекции, рассказал СМИ (организация, признанная выполняющей функции иностранного агента), что после стрельбы все в панике бросились врассыпную. Служба безопасности перекрыла входы в корпуса, но в «университете не были заранее выработаны алгоритмы действий в таких ситуациях».
Рекомендации, как вести себя в случае теракта и захвата заложников, дают МЧС и МВД России. В США, где скулшутинги начались значительно раньше, чем в России, министерство национальной безопасности разработало инструкцию для тех, кто оказался на одной территории со стрелком.
Такой совет содержится в рекомендациях МВД по правилам поведения при захвате заложников. Такой же совет дает руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова. «Не нужно пытаться образумить нападающего, пытаться с ним договориться и вообще вступать в разговоры. Важно оставаться незаметным, не делать резких движений», заявила она «Снобу».
Если есть такая возможность, это первое, что можно сделать. Рекомендации российских силовиков сводятся к следующему: оценить возможные пути отступления и покинуть помещение, не допуская паники, истерик и спешки. А так выглядит американская инструкция по эвакуации, если рядом стреляют:
В инструкции МВД РФ рекомендовано сообщить в правоохранительные органы информацию о числе захватчиков/стрелков, их месторасположении, вооружении, числе заложников.
Рекомендаций о том, можно ли прыгать из окон и насколько это правильно, нет. Однако при пожаре МЧС не советует пытаться эвакуироваться таким способом (даже используя подручные материалы типа простыней и штор), если этаж выше третьего, — в половине случаев это заканчивается гибелью.
При стрельбе в помещении МВД советует лечь на пол и не бежать, чтобы оказаться ниже огня. В случае, если эвакуироваться нельзя, но укрыться все-таки есть возможность, полицейские говорят следующее:
В инструкции министерства национальной безопасности США сказано, что укрытие:
Если стрелок рядом, то нужно отключить звук на мобильном и других устройствах, вести себя тихо и по возможности спрятаться за крупными предметами. Например, шкафами или столами.
Этот пункт прописан в инструкции США. Там рекомендуют в случае, если жизнь находится в непосредственной опасности, действовать максимально агрессивно, использовать импровизированное оружие и не останавливаться, если начали действовать. Но российские службы безопасности таких рекомендаций не дают. В центре «Стоп Угроза» также отмечают, что нападать на человека с оружием имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и вы можете стать следующей.
Когда на месте работают спецслужбы и органы правопорядка, нужно сделать так, чтобы случайно не пострадать от их действий:
Министерство нацбезопасности Штатов также советует поднять руки, держать их на виду и избегать резких движений в сторону полицейских — например, пытаться ухватиться за них.