Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

В Екатеринбурге создали «черную книгу» исторических объектов. В ней уже 13 зданий, которые скоро снесут

10 сентября 2021, 11:02
Фото: Анна Калеми / группа «Мой Любимый Екатеринбург и его окрестности» в социальной сети Facebook
Общественные организации «Что там с ОКН?» и «Мирные жители» создали перечень важных исторических объектов города, которые уже снесли или вот-вот снесут. Как рассказывают создатели проекта, сейчас признание зданий Объектами культурного наследия происходит по не очень понятной процедуре: имена тех, кто принимает решение о наделении охранным статусом, и их критерии оценки не публикуют. Поэтому собранные организациями списки и предложенные ими идеи для устранения этих недочетов должны сделать этот процесс более прозрачным и понятным.

На базе открытых данных команда общественных движений «Что там с ОКН?» и «Мирные жители» создали списки ценных исторических объектов Екатеринбурга. Этот проект получил название «Черная книга Екатеринбурга». Найти все объекты и информацию о них можно здесь.

К решению о создании проекта пришли после сноса дома Мельникова. «На фоне этого события мы решили сделать такое исследование и посмотреть, сколько вообще зданий снесли за последнее время. Мы нашли данные Госохраны с 2017 по 2021 год, собрали их и получили списки», — рассказывают создатели Черной книги Екатеринбурга».

В «книге» два списка: в «черный» внесли уже снесенные здания, а в «красный» — те, которым угрожает снос. Сюда же вошли объекты, в отношении которых активисты подавали заявления на включение в реестр Объектов культурного наследия (ОКН) с 2017 по 2021 год.

Признание здания ОКН происходит в два этапа:

  • После подачи заявления объект попадает в список ООПОКН (объект, обладающий признаками Объекта культурного наследия). Проводятся работы по выявлению историко-культурной ценности.
  • На втором этапе проводится историко-культурная экспертиза. Если экспертиза будет иметь положительный результат, объект становится ОКН.

«Из 53 объектов, которые активисты предлагали сохранить, 48 не прошли даже первый этап процедуры — у них не была выявлена историко-культурная ценность. 16 из этих объектов уже снесены, 15 — ожидают сноса», — говорят представители общественных движений.

В любое время могут снести: Клуб металлистов Верх-Исетского завода, ДК Химмаш, аэровокзал аэропорта «Уктус», здание Свердловской государственной публичной библиотеки им. Горького, сад усадьбы Казанцевых, сад усадьбы Баландиных, старый корпус Уралмашевского стадиона, Екатеринбургскую городскую больницу (ЕГБ), амбулаторию и изолятор ЕГБ, контору ЕГБ, аптеку ЕГБ, терапевтическое мужское отделение ЕГБ, психиатрическое отделение ЕГБ, хирургическое второе отделение ЕГБ, тифозное отделение ЕГБ, заразное отделение ЕГБ.

Аэровокзал аэропорта «Уктус»

Клуб металлистов Верх-Исетского завода

Здание Свердловской государственной публичной библиотеки им. Горького

ДК «Химмаш»

Екатеринбургская городская больница (комплекс)

Амбулатория и изолятор Екатеринбургской городской больницы

Контора Екатеринбургской городской больницы

Аптека Екатеринбургской городской больницы

Терапевтическое мужское отделение Екатеринбургской городской больницы

Психиатрическое отделение Екатеринбургской городской больницы

Хирургическое 2-е отделение Екатеринбургской городской больницы

Тифозное отделение Екатеринбургской городской больницы

Заразное отделение Екатеринбургской городской больницы

Как объясняют создатели проекта, причина, по которой так мало зданий признаю ОКН, в том, что порядок установления историко-культурной ценности в Свердловской области не утвержден. Обычно управление государственной охраны ОКН по региону делегирует эту работу внешним экспертам. В своих заключениях они должны подтвердить или опровергнуть, что объект следует внести в список выявленных ОКН. Но эксперты могут быть предвзяты.

При этом сами материалы по выявлению историко-культурной ценности не публикуются.

«Общественности недоступны сведения о том, кто из экспертов работал с выявлением историко-культурной ценности и какие именно факты принял во внимание. Мы узнаем только результаты — выявлена ценность или нет. На наш взгляд, анонимный эксперт не чувствует ответственности за свои решения перед городом и горожанами», — объясняют представители общественных организаций.

Для решения этой проблемы создатели проекта обращаются к опыту Рязанской, Курской и некоторых других областей. Здесь введена балльная система оценки историко-культурной ценности, и она является частью регионального закона о сохранении ОКН, то есть может быть принята на уровне региона.

«По сути это таблица с критериями, по которым оценивается объект. Ценность каждого критерия измеряется в баллах. Если объект набирает нужное количество баллов, то его историко-культурная ценность признается автоматически. Это делает процесс выявления ОКН более объективным», — считаю основатели «Черной книги Екатеринбурга».

Таблица с информацией об объектах доступна по ссылке. Кроме того, на сайте проекта создана интерактивная карта, на которой отмечены снесенные и готовящиеся к сносу объекты.

Зеленым отмечены объекты, которые получили охранный статус. Серым — заявленные как возможные ОКН, но они не получили охранного статуса. Красным — не получившие охранного статуса и готовящиеся к сносу. Черным — не получившие охранный статус и снесенные.

Кроме того, создатели проекта намерены добиваться публикации всех материалов по выявлению историко-культурной ценности с именами экспертов, проводивших работы. «Важно увидеть их аргументы и их имена, горожане должны знать тех, кто принимает решения об истории города».

«Мы будем обновлять эти списки каждый год, в день города Екатеринбурга, а также стараться дополнять их информацией предыдущих лет», — заявляют создатели проекта.

  • Ранее 66.RU стало известно, что областные и городские чиновники хотят внести поправки в федеральный закон ФЗ-73. Они упростят работу с объектами культурного наследия. Собрать предложения от застройщиков, архитекторов, реставраторов и других заинтересованных лиц должна специальная рабочая группа.
  • О том, что историческое здание на улице Мельникова начали сносить, стало известно 14 августа — в День города. Дом, предположительно, спроектировал Павел Яркин. Эксперты называют его образцом жилой постройки поселка Верх-Исетского завода в традициях эклектики в формах кирпичного стиля конца XIX века. Во времена СССР в нем размещалась коммунальная квартира.
Владислава Ямщикова