Несколько лет назад один приятель пригласил на свой день рождения. Человек он небедный, организовал все по высшему разряду, красивые приглашения напечатал, где помимо всего прочего — место/время, указал, что вместо подарков себе предлагает перевести определенную сумму в благотворительный фонд, не помню уже, кому он помогал.
И времени много прошло, но странное послевкусие от этого мероприятия не оставляет меня до сих пор. И накрывает каждый год под первое сентября, когда раздаются призывы вместо цветов, что дети традиционно несут в школу, сдать деньги в благотворительный фонд, указанный педагогами образовательного заведения.
На первый взгляд, все правильно — вместо ненужных подарков, которые потом некуда деть, вместо завядших веников — доброе дело. Но что-то здесь не так.
Это странное чувство возникает довольно часто, если говорить о благотворительности, ставшей массовым явлением. А должно бы наоборот — просветление, удовлетворение и умиление — как от видео в соцсетях, где собачку спасают или оленя.
Решила, что стоит поразмыслить и разобраться. И поняла, что здесь подменяются понятия. И в результате — фальшь, принуждение, манипуляции, что ведет к жесточайшему чувству: тебя поимели. Как же так? Давайте я попробую по порядку.
Начну со случая, когда подарки предлагают заменить добровольным взносом.
Тут все очевидно — я хотела вручить подарок, выразить свое личное отношение к юбиляру, словом, у меня в душе был определенный приятный поток, хотелось радостных эмоций при вручении подарка. Я предвкушала, как он удивится и обрадуется. А получилось безликое действие, к которому меня подвели против моей воли. Но как высказаться против благого дела?
Гости, тщательно скрывающие свое разочарование, — не очень приятный момент. Они стали пешками в чужой благотворительности. Но юбиляр-то — благодетель? Ведь помог кому-то? Помог. Но при этом решил и свои задачи — не секрет, что после больших торжеств 70% подарков непонятно куда девать. Как минимум он ничего не потерял — и это важный момент в разговоре о благотворительности.
То же самое происходит и в школах — помимо твоей личной воли, помимо твоего личного отношения к празднику, тебя принуждают участвовать в некоем действии — чужом проекте.
Из этих рассуждений я делаю два вывода:
- Благотворительность — всегда добровольна. Принуждения быть не может.
- Акция сбора средств на хорошее дело достойна всяческой похвалы. Но это скорее можно назвать социальным проектом — школы ли, человека ли, неважно. Тот, кто этот социальный проект организует, сам несет за него ответственность и не имеет права манипулировать другими людьми.
Или другая ситуация с крупным благотворительным фондом, ну ооочень крупным, который помогает нуждающимся, ведет кучу социальных программ. Ну, хорошо же? Хорошо. Но есть нюанс.
Это очень качественный, хорошо построенный, социально значимый, но — бизнес.
Благотворительный фонд имеет право тратить определенный процент от поступлений на зарплаты. Чем больше средств ты через себя пропустил, тем больше заработал. Плохо это? Нет, это хорошо, это даже отлично! Потому что хорошая зарплата позволяет хорошо работать, привлекать профессионалов высокого уровня, то есть построить эффективную качественную помощь многим и многим нуждающимся.
Это очень хорошо. Но это не про благотворительность.
Потому что благотворительность бескорыстна в материальном плане .
Если ты не волонтер, а работаешь в благотворительном фонде и получаешь зарплату — ты не благотворитель, а сотрудник организации.
Ну и еще один случай.
С год тому назад в соцсетях один человек написал: «Разочаровался в благотворительности — выставил на Авито детскую кровать за один рубль, так никто не забирает. Ну да, там дно сломано, так что, трудно починить?»
Можно даже не особенно рассуждать здесь. Я ему написала тогда: «Ты не благотворительностью занимаешься, а хочешь, чтобы у тебя за бесплатно хлам из квартиры вынесли». Сюда же я отнесла бы подобных «благотворителей», которые старые вещи из дома отправляют не на помойку, а в церковь. Кому-то, может, эти вещи действительно необходимы, но ты-то просто от ненужного избавился.
Благотворительность — это когда что-то теряешь, лишаешь себя чего-то в пользу других, отдаешь нужное.
Можно еще порассуждать о богатых людях, можно — о нищих на вокзале. Вряд ли мы найдем там настоящую благотворительность — помощь слабым по велению души и сердца. А где же она? И есть ли вообще?
Знаете, есть.
Я видела это, когда собирали деньги на спасение маленького Миши Бахтина, которому поставили диагноз СМА — спинально-мышечная атрофия. 160 млн рублей удалось собрать за три месяца. Приходили бабушки, приносили тысячу-две и с дрожью в голосе говорили: «Возьмите, я бы больше дала, но у меня нет. Пенсию дадут, если успею, еще принесу».
Мы все плакали тогда почему-то.